Собор парижской богоматери или нотр дам де пари. Собор Парижской Богоматери: интересные факты Нотердам де пари интересные факты

Собор Парижской Богоматери

Настоящее чудо красоты и изящества, находящееся в Париже, – собор Парижской Богоматери, или Нотр-Дам де Пари. Расположенный на острове Сите храм неслучайно привлекает всеобщее внимание, поскольку он и в самом деле отличается удивительно гармоничными пропорциями и тем особенным впечатлением воздушной легкости, которое присуще многим готическим соборам. Кроме этого, именно Нотр-Дам является самым ярким примером архитектуры ранней готики и послужил образцом для многих других сооружений, построенных позднее.

Собор является базиликой, имеющей пять нефов, а также пересекающий их поперечный неф – трансепт. Что касается размеров собора, то они не столь грандиозны, как у собора Святого Петра, но также производят впечатление: высота Нотр-Дам – 35 м, колокольни поднимаются ввысь на 69 м, в длину собор достигает 130 м.

Строительство собора началось в 1163 г. на том самом месте, где древние римляне когда-то построили храм Юпитера. По преданию, первые камни фундамента положили король Людовик VII и папа римский Александр III. Храм строили около 100 лет, но окончательно он был завершен лишь к 1345 г.

Впечатление особенного величия и торжественности усиливается при взгляде на мощные западные башни, украшенные прорезями и колоннами. Ниже башен находится пояс изысканных ажурных арочек, придающий собору особенную прозрачность и трогательную нежность. Под арочным поясом сияет окно-роза с витражами, изображающими различные библейские сюжеты, по бокам которого находятся еще два окна. Особенно торжественно оформлены входы в Нотр-Дам, называемые порталами. Они украшены рельефами и скульптурами. Стрельчатая форма обрамляющих их арок делает внешний облик нижней части храма более легкой и открытой. Над порталами располагается так называемая Галерея Королей со статуями двадцати восьми королей Израиля и Иудеи.

Интересно, что собор Парижской Богоматери, считавшийся центром Парижа в эпоху Средневековья, и сейчас имеет перед своими западными порталами отметку «О километр», от которой отсчитываются все расстояния во Франции. Это значит, что Нотр-Дам считается центром Франции до сих пор.

В Нотр-Дам хранится одна из священных реликвий христианства – терновый венец Иисуса Христа, который на Него надели перед тем, как Он был распят. В XIX в. в соборе проводилась реставрация. Архитектор Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк украсил башни собора химерами-монстрами, напоминающими чудовищных полуптиц-полузверей, которые символизируют грехи. С высоты птичьего полета они смотрят на чудеса современного Парижа.

Из книги Империя — I [с иллюстрациями] автора

18. Почему до сих пор закрывают знаменитую икону Киккской Богоматери на острове Кипр. Настоящий раздел основан на материалах и наблюдениях наших читателей, посетивших Киккский Монастырь на острове Кипр в 1998 году и обнаруживших интересные факты, о которых нам сообщили. Эти

Содержание

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Собор Парижской Богоматери Собор Парижской Богоматери построен в западной части острова Сите, на месте, где в I веке нашей эры находился древнеримский алтарь, посвященный Юпитеру. Среди готических храмов Франции собор Парижской Богоматери выделяется строгим величием

Из книги Татаро-монгольское иго. Кто кого завоевывал автора Носовский Глеб Владимирович

10. Почему до сих пор закрывают знаменитую икону Киккской Богоматери на Кипре Настоящий раздел основан на материалах и наблюдениях наших читателей, посетивших Киккский Монастырь на острове Кипр в 1998 году и обнаруживших интересные факты, о которых нам сообщили. Эти факты

автора

Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) Среди петербуржцев живет твёрдое убеждение, что ангел на шпиле Петропавловки, самого высокого собора России, – это ангел-хранитель города.Всем привычное название Петропавловка официально

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) Золотой купол Исаакия сверкает над городом, как шлем могучего витязя. Да и сам собор-исполин с его нерушимой гранитной мощью ассоциируется с образами русских чудо-богатырей из былинного эпоса.У русских церквей

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Владимирский собор (Собор Владимирской иконы Божией Матери) У этого величественного храма, стоящего в центре города, до сих пор не установлено авторство. Но таков уж Петербург, что здесь могут случаться разные, в том числе и самые невероятные, события. Собор принадлежит к

Из книги Парижане. История приключений в Париже. автора Робб Грэм

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Собор Санта Мариа дель Фьоре (Флорентийский собор) «Белла Фиоренце» – прекрасная Флоренция – так называют свой город флорентийцы.Действительно, Флоренция, расположенная в цветущей долине Арно, среди холмов, окутанных голубой воздушной дымкой и окружающих ее подобно

Из книги Москва, которую мы потеряли автора Гончаренко Олег Геннадьевич

Взрослые тайны «Детского мира», или О церкви Владимирской Богоматери Церковь, освященная во имя Владимирской иконы Божией Матери, стояла до революции в Китай-городе, близ Лубянской площади, в самом начале Никольской улицы. Улица Никольская, находящаяся в центре Москвы,

Из книги Загадки истории России автора Непомнящий Николай Николаевич

Пропавшая реликвия: в поисках иконы Казанской Богоматери — Есть в Португалии небольшой городок — Фатима. В туристических путеводителях он отмечен как одно из важнейших мест паломничества страны и всего Пиренейского полуострова. Огромный религиозный комплекс и вид

Из книги Полная история Христианской Церкви автора Бахметева Александра Николаевна

Из книги Сокровища и реликвии эпохи Романовых автора Николаев Николай Николаевич

1. В поисках Казанской иконы Богоматери Есть в Португалии небольшой городок — Фатима. В туристских путеводителях он отмечен как одно из важнейших мест паломничества страны и всего Пиренейского полуострова. Огромный религиозный комплекс и вид ползущих к нему на

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

8 декабря ДЕНЬ ТОРЖЕСТВА НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ БОГОМАТЕРИ Культ Пресвятой Богоматери Марии очень распространен в католическом мире. Считается, что она была безгрешна не только всю свою жизнь, но и еще до рождения, со времени зачатия. Поэтому в начале декабря, за 9 месяцев до

Из книги Полная история христианской церкви автора Бахметьева Александра Николаевна

Из книги Европа в пляске смерти автора Луначарский Анатолий Васильевич

Собор Руанской богоматери И Вальтер Скотт, и Казимир Делавинь8 (уроженец Гавра, откуда я пишу) изображают нам Людовика XI9 за молитвой10, произносящего странные жалобы: «О, присночтимая Дева, Владычица Парижская, сколько раз уже Вы обещали мне исполнение всех желаний моего

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Собор Парижской Богоматери Настоящее чудо красоты и изящества, находящееся в Париже, – собор Парижской Богоматери, или Нотр-Дам де Пари. Расположенный на острове Сите храм неслучайно привлекает всеобщее внимание, поскольку он и в самом деле отличается удивительно

Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) является наиболее посещаемой достопримечательностью Парижа. Ежегодно около 13 миллионов человек пересекают порог этого шедевра французской готической архитектуры и центра католицизма Франции. Собор Парижской Богоматери по праву считается одним из лучших образцов готической архитектуры в Европе и по своей популярности намного превосходит знаменитую Эйфелеву башню . Его скульптура, сгорбленные горгульи и великолепные витражи сумели частично пережить атаки гугенотов и санкюлотов (радикально настроенных революционеров), оккупационных армий, и варварских реставраций с момента завершения строительства в 1345 году. Несмотря на насильственное прошлое и расположение в самом центре Парижа, древний собор привлекает своих посетителей тишиной и спокойствием. Далеко не самый крупный в мире собор является, наверное, одним из самых знаменитых, превратившись в знаковый символ Франции во всем мире.

История Собора Парижской Богоматери.

В мире много красивых древних соборов, но не каждый из них снискал славу Нотр Дама. Секрет обаяния древнего храма объясняется временем его рождения. Строительство нового собора началось в 1163 году, во время правления короля Людовик VII. В этот период на смену романскому стилю архитектуры приходила готика. Собор Парижской Богоматери стал одним из первых примеров готической архитектуры во Франции и в Европе, его скульптура и витражи существенно отличались от более ранней романской архитектуры. Именно синтез двух архитектурных стилей придал Нотр Даму такой неповторимый облик.

История Парижа и Собора Парижской Богоматери не разделимы. Здесь возносили молитвы Господу крестоносцы накануне крестовых походов. Французские революционеры уничтожали святыни Нотр Дама и преобразовали священный храм в светское помещение. Позже Наполеон короновал себя здесь императором, приняв корону из рук папы Пия VII. Около Собора Президент Франции Шарль де Голль праздновал победу во Второй мировой войне. Впрочем, обо всем этом по порядку.

На месте нынешнего Собора Парижской Богоматери когда-то располагались кельтские святилища, затем римляне построили храм поклонения Юпитеру. В шестом веке король франков Хильдеберт I построил великолепную христианскую базилику. По инициативе епископа Мориса де Сюлли и при поддержке короля Людовика VII, в 1163 году старинную церковь разрушили и приступили к сооружению Собора Парижской Богоматери. Окончательное строительство завершилось примерно в 1345 году.

Во время правления Людовика XIV и Людовика XV, Собор постигла участь большинства других монументов готической архитектуры, считавшихся в то время «варварским искусством». В результате реконструкции храм потеря свой первоначальный облик, большинство его витражей заменили обычным стеклом, много декоративных орнаментов, скульптур, горгулий убрали с собора, посчитав их предметами, утратившими художественную ценность.

Но все это меркнет по сравнению с тем, какие испытания Нотр Дам пережил во время Французской революции (1793 год). Сначала Собор Парижской Богоматери освятили в Культ Разума, потом в Культ Верховного Существа, а затем и вовсе превратили в склад для хранения продовольствия. Все предметы, имеющие хоть какую-то ценность, разграбили или уничтожили. Наибольший урон понесла Королевская галерея, состоящая из 28 скульптур царей Иудейского царства. Скульптуры разбивали, обезглавливали, их головы отдали коммунам Парижа в качестве трофеев. По сравнению с другими храмами Франции, Нотр Дам пострадал больше других, поскольку Париж находился в самом центре происходящих событий, и революционная вакханалия бушевала здесь особенно сильно. Храм пришел в упадок, и ему угрожало полное разрушение.

Виктору Гюго было всего лишь 28 лет, когда он написал роман ”Собор Парижской богоматери”. События в романе происходят в Париже в эпоху средневековья и описывают горбуна Квазимодо, звонаря собора, и его неразделенную любовь к красивой танцовщице, цыганке Есмеральде. Главным героем опубликованного в 1831 году романа стал готический собор Парижа, который в то время планировали снести либо модернизировать. Благодаря талантливому произведению молодого и неравнодушного к происходящему писателя, Собор Парижской Богоматери предстал “книгой в камне”, ценной памяткой готической архитектуры, которую нужно дорожить и лелеять. Читающая публика услышала послание писателя. Публикация романа в 1831 году сделал Виктора Гюго одним из самых известных писателей Франции, и вызвала всплеск интереса к готике и судьбе Собора. Вслед за выходом романа во Франции, а затем во всей Европе развернулось движение за сохранение и реставрацию готических памятников.

С этой задачей блестяще справился Виолле-ле-Дюка, знаменитый французский архитектор. В 1841 году начались восстановительные работы, растянувшиеся на 26 лет. Все поврежденные элементы собора полностью отреставрировали, галерею скульптур реконструировали, горгульи вернули на свое привычное место. Знания технологии средневекового строительства позволили Виолле-ле-Дюку максимально точно реконструировать первоначальную красоту кафедрального собора. Во время реконструкции по инициативе Эжена соорудили шпиль церкви высотой 90 метров (на фото).

В 1871 году народное восстание привело к установлению на непродолжительное время Парижской Коммуны; во время тех смутных событий Собор едва не сожгли.

В 1905 году был принят закон об отделении церкви от государства. Согласно новому закону, Собор Парижской Богоматери остался в государственной собственности, но право на его пользование предоставили Римско-католической церкви.

В отличие от периода пренебрежительного отношения в предыдущие века, 20 столетие продемонстрировало уважение народа Франции к своей святыне. В 1909 году, в Соборе Парижской Богоматери героиню Франции Жанну д’Арк провозгласили блаженной.

Немного пострадав во время обстрела столицы в 1914 году, Собор пережил две Мировые войны фактически без какого либо ущерба.

В 1991 году принята программа генеральной реставрации Собора Парижской Богоматери. Ожидалось, что она займет около 10 лет, но работы продолжились и в 21 веке – чистка и реставрация старых скульптур чрезвычайно кропотливый труд. Фасад здания отреставрирован и сейчас вместо темно-серого цвета он блестит первоначальным желтоватым оттенком.

Подавляющее большинство посещающих Собор туристов бродят вокруг величественного нефа, восхищаясь витражами и внутренними интерьерами. Но, чтобы в полной мере оценить величие готического собора и увидеть увековеченные Гюго горгульи, необходимо приобрести билет и подняться на вершину южной колокольни. Около 400 закрученных по спирали ступенек лестницы приведут вас на вершину колокольни, где вы окажетесь лицом к лицу со страшными химерами храма, 13-тонным колоколом Эммануэль, которым звонил горбун Квазимодо в знаменитом романе писателя, и откроете для себя прекрасную панораму города, превосходящую даже вид с Эйфелевой башни . Знаменитые каменные горгульи задумчиво смотрят на запад, ожидая приближающийся закат солнца. Согласно легенде, ночью они превращаются в летающих вампиров и рыскают по городу в поисках своих жертв, которых затем несут в свой насест на вершину Нотр Дама и пожирают в кровавой оргии.

В Нотр Даме есть музей, рассказывающий историю Собора, а на площади перед храмом расположена подземная часовня, в которой находится археологический музей. Рекомендуем посетить Сокровищницу Собора Парижской Богоматери, в которой хранятся произведения искусства, предметы литургии, церковная утварь. Среди них одна из самых важных реликвий христианства — Терновый венец Иисуса Христа, одетый на голову Иисуса незадолго перед распятием. Терновый венец приобрел французский король Людовик IX в 1239 году. Он приказал хранить венец в специально построенной часовне, в которой он находился до начала Французской революции. Толпы революционно настроенных граждан разнесли часовню в щепы, но Терновый венец каким-то чудом уцелел, и в 1809 году передан на хранение в Собор Парижской Богоматери, в котором продолжает находиться до сегодняшнего дня.

Витражи

К сожалению, до наших дней сохранилось мало подлинных витражей Собора Парижской Богоматери. Почти все они представляют собой позднейшие работы, заменившие разбитые или поврежденные за долгую историю витражи. Проникающий сквозь витражи солнечный свет заливает здание разнообразными оттенками радуги, придавая внутреннему интерьеру некую таинственность.

Изображения на витражах согласуются с классическими средневековыми канонами. На них изображены сцены из земной жизни Иисуса Христа, святых, патриархов, библейских царей, апостолов. Витражи огромного (диаметром около 13 метров) окна-розы включают в себя около восьмидесяти сцен из Ветхого завета.

Скульптура

Фасады Собора Парижской Богоматери богато украшены скульптурой, особенно пышно оформлены порталы (входные двери). Скульптуры всех трех порталов являются одними из лучших произведений средневековья. Они отображают историю христианства от грехопадения до Судного дня. Скульптуры были высечены между 1200 и 1240 годами и изображают картины Страшного суда, сцены из жизни Девы Марии и святой Анны, матери Девы Марии. Многие из скульптур были полностью разрушены во времена Французской революции и реконструированы в 19 столетии.

Западная часть Собора состоит из двух башен высотой 69 метров. В южной башне находится наиболее известный колокол “Емануель” весом 13 тон. Это наиболее старый колокол был отлит в 1631 году. Всего в Соборе Парижской богоматери насчитывается 5 колоколов.

В западной части Нотр Дама находится Королевская галерея, состоящая из 28 скульптур королей Иудейского царства. Все они были реконструированы Эженом Эммануэлем, поскольку оригинальные скульптуры уничтожили во время Французской революции. Революционеры ошибочно полагали, что статуи принадлежат французским королям и обезглавили их. Во время раскопок часть голов обнаружили в 1977 году и сейчас они находятся в Музее Средневековья.

Интересные факты

Собор Парижской Богоматери не просто часть французской культуры или духовный центр Парижа, он служит официально признанным центром города. Расстояние от столицы Франции до остальных регионов страны измеряют от Le parvis Notre-Dame — бронзовой круглой плиты на площади перед Собором (Нулевой километр). С этого места отсчитывают протяженность дорог Франции, проходящих через столицу.

Ежегодно, примерно 13 миллионов туристов со всего мира (в среднем, более 30 000 человек в день, в пиковые дни, более 50 тысяч посетителей), переступают двери Нотр Дама.

Ну а закончить статью хотелось бы словами французского писателя Виктора Гюго: «Каково бы ни было будущее архитектуры… в ожидании новых монументов необходимо сохранять старые».

Просмотр фотографий:

Мюзикл «Нотр-Дам де Пари»

Что для вас значит мюзикл «Нотр-Дам де Пари»? Это популярнейшее произведение мало кого оставило равнодушным, оно обладает необыкновенной завораживающей силой. В чем же кроется его секрет? Может быть все дело в зрелищной постановке, необыкновенной истории о любви и предательстве, рассказанной гениальным Гюго? Либо все дело в потрясающей музыке, в которой переплетается французский шансон и цыганские мотивы? Только представьте, ведь в этом произведении содержится 50 песен, посвященных самому светлому и сильному чувству – любви, и практически все они стали настоящими хитами.

Краткое содержание мюзикла «Нотр-Дам де Пари» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица Описание
Эсмеральда красавица-цыганка, пленившая сердца сразу нескольких мужчин
Квазимодо уродливый звонарь, которого воспитывал Фролло
Фролло архидьякон Собора Парижской Богоматери
Феб де Шатопер капитан королевских стрелков, увлеченный танцовщицей
Клопен Клопен
Клопен юная невеста Феба де Шатопера
Гренгуар поэт, которого спасла от смерти Эсмеральда

 

Краткое содержание

В центре этой печальной истории оказывается юная красавица Эсмеральда, которую воспитывал цыганский король Клопен, заменившего ей отца и мать. Их табор предпринимает попытку незаконно попасть в Париж, чтобы найти убежище в Соборе, но солдаты замечают непрошеных гостей и тут же прогоняют. Красавец Феб да Шатопер, являющийся капитаном королевских стрелков, обращает внимание на юную Эсмеральду. Плененный красотой девушки, он напрочь забывает про свою невесту Флер-де-Лис, с которой обручен.

Капитан не единственный, кто обратил внимание на юную танцовщицу. Нежные чувства к ней питает и Квазимодо, который специально приходит на праздник шутов, чтобы полюбоваться лишний раз на свою возлюбленную. Его отчим и строгий наставник Фролло запрещает даже думать об этой девушке и смотреть на нее, а делает это из-за сильной ревности. Оказывается, архидьякон тоже влюблен в Эсмеральду, только он не имеет на это право.

У Фроло созревает коварный план – похитить цыганку и запереть в башне, и он пытается под покровом ночи выкрасть девушку вместе с Квазимодо, но цыганку вовремя спасает Феб. Воспользовавшись моментом, капитан тут же приглашает красавицу на свидание.

Невольным свидетелем похищения, а также отважного поступка капитана становится поэт Гренгуар, которого хочет повесить цыганский король Клопер, за нарушение правил табора, ведь он посетил Двор Чудес, а делать это категорически запрещено. Но Эсмеральда спасает Гренгуара и теперь должна выйти за него замуж. Вот только цыганка уже влюблена в другого, в своего спасителя, – Феба де Шатопера.

Архидьякон внимательно следит за Эсмеральдой и капитаном, когда они отправились на свидание, и, ослепленный ревностью, набрасывается на соперника. В результате Фролло ранит Феба ножом. Вот только расплачиваться за это преступление приходится уже Эсмеральде, ведь именно ее обвиняют в покушении на жизнь капитана. На суде цыганка пытается доказать, что невиновна, но Эсмеральду не слушают и приговаривают к смертной казни.

Пока девушка находится в тюрьме в ожидании приговора, ее навещает Фролло. Архидьякон предлагает спасти красавицу, в обмен на ее преданность и любовь, но та отказывает ему. Услышав это, Фролло набрасывается на Эсмеральду, но девушку спасают вовремя подоспевшие Клопен и Квазимодо. Весь табор пришел, чтобы помочь пленнице, и между цыганами и королевскими солдатами завязывается бой. В результате этого столкновения гибнет Клопен, а Эсмеральду снова арестовывают, причем сам Фролло передает ее палачу. В отчаянии он делится этим с Квазимодо, признавшись, что сделал все это из-за отказа красавицы и тот в гневе скидывает с башни коварного Фролло, а сам устремляется к месту казни, чтобы последний раз заключить в свои объятия уже мертвую Эсмеральду.

Фото :

Интересные факты

  • На кастинг, проводимый для русской версии мюзикла, пришло рекордное число претендентов – около полутора тысячи, и лишь 45 из них были взяты в состав труппы.
  • Для постановки российской версии было потрачено около 4,5 млн долларов, а собрано за все время показа в московском театре 15 млн.
  • К 2016 году общее количество зрителей, посмотревших спектакль по всему миру составило более 15 млн. человек.
  • Стоит отметить, что автор знаменитого «Нотр-Дама» написал еще и мюзикл на довольно непривычную для себя русскую тему. Это произведение он назвал «Декабристы», разработкой либретто занимался поэт Илья Резник.
  • В настоящее время в нашей стране гастролирует укороченная версия мюзикла Александра Маракулина. Артисты труппы даже стали фигурантами уголовного дела о нарушении авторских прав.
  • В Нижнем Новгороде была поставлена пародия на спектакль с практически идентичными декорациями.
  • Не обошлось во французской постановке мюзикла и без некоторых ляпов. Так, было замечено, что на стене есть запись анархия, хотя предполагалось изначально другое слово – ананке, что означает рок. Уже в новой могадорской версии спектакля это слово исправили на верное.

 

Популярные номера:

Belle (слушать)

Dechire (слушать)

Vivre (слушать)

Le temps des cathédrales (слушать)

История создания

Удивительно, но этот мюзикл стал популярным еще до своей премьеры благодаря тому, что был выпущен диск с записями некоторых синглов (16 песен). Представленные композиции произвели небывалый фурор и стремительно начали завоевывать сердца публики. Премьера, состоявшаяся 16 сентября 1998 года в Париже во Дворце конгрессов, прошла с оглушительным успехом. Партию главной героини исполнила Ноа (в записи), а затем Элен Сегара, роль Квазимодо досталась Пьеру Гарану (Гару) , Феба – Патрику Фьори, Гренгуара – Брюно Пельтье, Фролло – Дариэлю Лавуа. Режиссером выступил француз Жиль Майо, который был на тот момент известен широкой публике своими постановками. В целом, представление получилось немного непривычным, ведь оно отличалось от устоявшегося формата мюзиклов Эндрю Ллойда Уэббера и Клода-Мишеля Шонберга: минималистское оформление сцены, современная балетная хореография, непривычный формат.

Песни из мюзикла тут же стали возглавлять разные хит-парады, а самая популярная из них «Belle» и вовсе стала настоящим мировым хитом. После своего успеха во Франции, мюзикл отправился в свое триумфальное шествие по другим странам мира.

В 2000 году композитор создал вторую редакцию мюзикла, и уже эта версия была представлена в театре «Могадор». Именно этот вариант использовали для русской, испанской, итальянской, корейской и других версий.

Российская премьера успешно прошла 21 мая 2002 года в театре «Московская оперетта». Постановкой занялся приглашенный из Великобритании режиссер Уэйн Фоукс. Когда только приступили к работе над партитурой, Юлий Ким, отвечавший за перевод либретто, признался, что это было достаточно сложно сделать. Более того, таким кропотливым процессом занимались не только профессиональные поэты. Именно поэтому автором перевода композиции «Belle» стала Сусанна Цирюк, ей же принадлежит текст к песням «Жить», «Пой мне, Эсмеральда». А вот перевод сингла «Моя любовь» вовсе сделала школьница Дарья Голубоцкая. Стоит отметить, что в нашей стране спектакль раскручивался также по европейскому образцу: примерно за месяц до премьеры была запущена песня «Belle» на радиостанции в исполнении Вячеслава Петкуна (Квазимодо), которая тут же стала популярной. Элементы западного стиля присутствуют и в хореографии.

В 2011 году было решено организовать международную труппу, которая включала в себя артистов из разных стран, совершившую мировое турне. Каждый раз ее встречала восторженная публика и бурные овации. До сих пор этот мюзикл с успехом звучит на различных сценах мира. За все время существования он был показан в 15 различных странах и переведен на семь языков.

«Notre Dame de Paris» по праву считается одним из самых популярных и признанных мюзиклов у публики. Собственно, это даже не удивительно. Он захватывает буквально с первой секунды и до самого занавеса, не отпускает зрителей. Трудно еще представить другое такое же наиболее популярное и узнаваемое произведение. Еще сложнее сказать, какая из песен, написанная самым популярным и величайшим лириком франкофонии, наиболее красивая, ведь они все прекрасны! Так что же для вас значит мюзикл «Нотр-Дам де Пари»? Это любовь, воспоминания о нежных чувствах, грусть, печать, сострадание и бесконечное любование завораживающей по красоте музыкой.

Видео: смотреть мюзикл «Нотр-Дам де Пари»

 

Побродив по кварталу Маре, 1 мая мы направились в колыбель Парижа — остров Сите , чтобы посмотреть одну из главных достопримечательностей Парижа — собор Парижской Богоматери (Cathédrale Notre-Dame de Paris ).

Именно на острове Сите (Île de la Cité ) зародился Париж. Свыше 2 тыс. лет назад его заселило галльское племя паризиев. Благодаря стратегическому положению острова он оставался центром всех городов, которые воздвигались здесь при римлянах, франках, Капетингах. В результате градостроительных преобразований барона Османа облик острова Сите изменился почти до неузнаваемости. Сохранились, однако, такие значительные средневековые постройки, как собор Парижской Богоматери , Сен-Шапель и Консьержери.

Сначала мы очень мило посидели в сквере Иоанна XXIII (Square Jean XXIII ) на берегу Сены, позади собора Нотр-Дам. Несмотря на обилие народа, здесь было довольно спокойно и уютно, очень зелено и приятно. Из этого сквера открывается великолепный вид на собор и его скульптурные композиции, а также поддерживающие крышу и стены Нотр-Дама контрфорсы. В XVII веке здесь находилась резиденция архиепископа, однако в 1831 году архиепископский дворец был разграблен и осквернен революционерами, а позже разрушен. Потом этот пустырь купил парижский префект граф Рамбюто (Comte de Rambuteau ), он же в 1844 году разбил здесь чудесный сад. С 1845 года садик украшает псевдоготический фонтан Девы или архиепископский фонтан (la fontaine de la Vierge или la fontaine de l»Archevêché ), созданный по проекту архитектора Альфонса Вигурё (Alphonse Vigoureux ). Фигура Богоматери с младенцем выполнена скульптором Луи Мерльё (Louis Merlieux ). На постаменте, где она стоит, можно заметить фигуры 12 апостолов (по четыре на каждой из трех граней), а в самой нижней части фонтана — фигуры трех архангелов (из их ног, собственно, и льется вода). Сам сквер назван в честь одного из самых популярных пап XX века — Иоанна XXIII , который был римским папой в 1958-1963 гг.

Вид на фонтан Девы и собор Парижской Богоматери из сквера Иоанна XXIII:

Посидев в скверике Иоанна, мы отправились к главному входу в собор. Очередь — на всю площадь! Но, к счастью, двигалась довольно бодро. Внутри собора, соответственно, тоже народу предостаточно. Спасает то, что все двигаются организованно, против часовой стрелки: от западной стороны собора к южной и затем, через алтарную (восточную) часть, к северной.

Рядом с собором находится статуя Карла Великого, который объединил христианские народы Запада. В 768 году Карл стал королем, а в 800 году — императором.

История собора Нотр-Дам-де-Пари

История собора Нотр-Дам-де-Пари на острове Сите довольно любопытна. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) был построен на месте развалин римского храма. Первый камень в его основание заложил папа Александр III в 1163 году (по другим сведениям, это был епископ Морис де Сюлли). Работы над строительством огромного собора были завершены лишь к 1330 году. При размерах 130 м в длину и 35 м в высоту (не считая сводов) Нотр-Дам-де-Пари далеко превосходил по масштабам большинство других готических соборов. Для реализации проекта даже пришлось изменить планы застройки целого района!

В 1793 году революционеры превратили собор в «храм разума» и ограбили (Робеспьер приказал обезглавить «каменных королей, украшающих церкви»), в 1795-1802 гг. он был закрыт и даже служил винным складом. В 1804 году здесь состоялась коронация Наполеона (именно при Наполеоне Нотр-Дам был возвращен церкви и вновь освящен). В 1944 году в Нотр-Даме прошла церемония по случаю освобождения Парижа, а в 1977 году — похороны генерала де Голля.

В 1841 году начались работы по полной реставрации Нотр-Дама под руководством известного архитектора и реставратора Виолле-ле-Дюка (Viollet-le-Duc ) (он же, кстати сказать, занимался реставрацией Сент-Шапель). Работы по восстановлению здания и реставрации скульптур, замене разбитых статуй и сооружению 90-метрового шпиля, спроектированного Виолле-ле-Дюком вместо разобранного в 1786 году, велись 23 года.

Собор Нотр-Дам-де-Пари: интересные факты

У основания шпиля собора Нотр-Дам установлены фигуры 12 апостолов , спускающихся вниз. Каждая группа состоит из трех апостолов, и каждую сопровождает крылатое существо, символизирующее одного из четырех евангелистов (ангел, лев, телец и орел). Взгляды всех апостолов направлены вниз, в сторону города, и лишь один апостол, св. Фома, смотрит на собор : он обернулся, чтобы в последний раз взглянуть на свое творение. Дело в том, что, по замыслу Виолле-ле-Дюка, фигура этого апостола (покровителя архитекторов) олицетворяет его самого, его профессию; это своеобразная подпись мастера (неслучайно в руках у этого апостола линейка).

Гаргульи и химеры собора Нотр-Дам-де-Пари

Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора (в средние века химер на Нотр-Даме не было). Знаменитые химеры прячутся на верхней площадке у подножия башен.

Гаргульи парижского Нотр-Дама относятся к средним векам, а точнее к XIII веку, и известны не менее, чем химеры. Самые красивые гаргульи, как считается, находятся на уровне больших аркбутанов хора (они более вытянутые и, если можно так выразиться, стройные, чем их чуть более молодые сестры (в районе 1225 против 1240 года)). Благодаря прочному известняку (лиесу ), добываемому в бассейне Сены, чудовища хорошо сохранились. К тому же, помимо идеального строительного материала, стоит отметить, что Париж эпохи средневековья был большим городом, куда стекались работать множества замечательных мастеров и, в частности, скульпторов. Вот фотографии нескольких гаргулий, сделанные нами во время этой поездки (точно не знаю, с какой части фасада сделаны эти снимки):

Строго говоря, гаргульи (иногда встречается написание горгульи ) — это вовсе не то же самое, что химеры. Хотя их часто путают. Собственно, gargouille переводится с французского как «желоб, водосточная труба». Отсюда и их функциональное, а не только декоративное назначение: эти чудовища (драконовидные змеи) издавна служат для отвода потоков дождевой воды от крыш и стен зданий. Впечатляющие ливневые массы могут извергаться из их пастей далеко за пределы собора, так что гаргульи, по сути, защищают стены храма от повреждений, а фундамент здания — от разрушения.

Что же касается химер , установленных у основания башен собора Парижской Богоматери, то это фантастические, гротескные, обычно уродливые существа с телом обезьяны и крыльями летучих мышей, козлиными рогами, змеиными головами и другими звериными атрибутами. Химеры олицетворяют человеческие грехи и силы зла. Их функция, в отличие от гаргулий, — чисто декоративная.

На химер Нотр-Дама можно полюбоваться, если подняться на галерею химер (Galerie des chimères ). Вся эта балюстрада занята фигурами демонов, монстров и фантастических птиц. В средние века этих скульптурных элементов на соборе не существовало: их, как говорилось выше, решил ввести Виолле-ле-Дюк , чтобы воссоздать фантастическую и загадочную атмосферу средневековья. Виолле-ле-Дюк сам нарисовал химер, а выполнили их пятнадцать замечательных скульпторов XIX века под руководством Жоффруа Дешома (). Виолле-ле-Дюк и его команда не побоялись нового и доказали, что собор Парижской Богоматери — это не музей и не застывший памятник прошлого, а живой храм, который развивается и дополняется новым декором.

Наиболее известная химера Нотр-Дама — это Стрикс (la Stryge ) (от греч. strigx , то есть «ночная птица»), крылатый ночной демон, полуженщина-полуптица, испускавшая пронзительные критики и по преданию питавшаяся кровью новорожденных младенцев или похищавшая их в своих когтистых лапах. Плиний Старший в своей «Естественной истории» описывает народное поверье, будто стриксы отравляют детей своим ядовитым молоком. Уже римляне опасались этих зловредных ночных духов, напоминающих вампиров. Химера-стрикс прославилась благодаря офортам французского гравёра Шарля Мериона (Charles Meryon ) (1821-1868) с видами Парижа. Вот эта знаменитая гравюра 1853 года:

Чтобы попасть на галерею химер, нужно пройти 387 ступеней северной башни, и тогда открывается прекрасная панорама города и можно сделать отличные снимки знаменитых чудовищ, взирающих на расстилающийся внизу Париж и будто насмехающихся над всеми мерзостями и безобразиями, которые происходят на земле. Мы, правда, подниматься на башню не стали, уже не помню точно, почему. Наверное, из-за очереди…

Порталы главного фасада Нотр-Дам-де-Пари: внешний вид собора

Общий вид собора:

Парижский Нотр-Дам представляет собой базилику с галереями и двойными боковыми нефами. Готические соборы с двойными боковыми нефами строились довольно редко, что ставит собор в привилегированное положение. Двойные нефы разделены пополам продольными рядами гигантских колонн.

Три портала главного (западного) фасада собора:

Три портала главного (западного) фасада собора (центральный западный (Страшного суда), северный (слева) портал Девы Марии и южный (справа) портал Св. Анны, матери Марии) украшены великолепными скульптурами. Насколько я помню, весь народ впускали как раз через дверь правого портала, то есть портала Св. Анны, что вполне логично, учитывая направление осмотра.

По обеим сторонам от западного окна-розы (1225 году) на главном фасаде тянется галерея Царей. В галерее Царей (La galerie des rois ) представлены 28 фигур библейских (иудейских) царей, предков Христа. В 1793 году фигуры были обезглавлены революционерами, так что нынешние головы — дело рук реставраторов XIX века, работавших под руководством Виолле-ле-Дюка (правда, в 1977 году во время строительных работ в 9-м округе Парижа, на улице Шоссе д»Антен, удалось найти 21 из 28 голов царей, сейчас они выставлены в средневековом музее Клюни (musée de Cluny ); хотя и покалеченные, они сохранили некоторые следы былой полихромности: красный оттенок губ, розовые щеки, черные брови и т.п.). Высота каждой фигуры — свыше трех с половиной метров. Створки ворот собора украшены прекрасным узором из кованого железа.

Нижняя западного фасада с галереей королей (фрагмент):

Над Галереей царей расположена знаменитая розетка западного фасада с так называемым балконом Девы (Le balcon de la Vierge ). Статуя Девы Марии с младенцем в окружении двух ангелов была выполнена в XIX веке под руководством Виолле-ле-Дюка, взамен оригинальной средневековой фигуры, сильно пострадавшей от времени и климатических воздействий.

По обеим сторонам от розетки (соответственно, над порталом Девы и порталом Св. Анны, на уровне галереи (балкона) Девы) установлены скульптуры Адама и Евы . Эти скульптуры вызывают серьезную полемику искусствоведов; многие считают их появление на фасаде принципиальной ошибкой Виолле-ле-Дюка. В древности эту часть собора украшала только скульптура Девы Марии.

Над центральным порталом западного фасада собора помещено изображение Страшного суда (Portail du Jugement dernier ). Этот портал с поразительным скульптурным оформлением относится к XIII веку (1220-1230 гг.). Портал представляет Страшный суд так, как он описан в Евангелии от Матфея. В центре, на междуоконном столбе (trumeau ), разделяющем двери центрального портала на две половины, располагается большая статуя Иисуса Хриса, Благого Господа (Le Beau-Dieu ) с Книгой Жизни (на постаменте, где он стоит, изображены фигуры, олицетворяющие свободные искусства). Эта фигура Христа считается самым знаменитым творением французского скульптора XIX века Жоффруа-Дешома (Adolphe-Victor Geoffroy-Dechaume ) (она была создана по рисунку Виолле-ле-Дюка).

Центральный портал (портал Страшного суда) западного фасада собора:

По сторонам от Христа, на откосах стен портала, в проемах (ébrasements ) помещены статуи двенадцати апостолов , по шесть с каждой стороны: на левом опорном столбе Варфоломей, Симон, Иаков Алфеев (Младший), Андрей, Иоанн и Пётр, на правом — Павел, Икаков Зеведеев (Старший), Фома, Филипп, Иуда Фаддей и Матфей. Апостолы обращены к Христу, проповедующему на центральной колонне. Статуи апостолов были уничтожены революционерами в 1793 году и впоследствии воссозданы Виолле-ле-Дюком, который вернул главному фасаду собора первоначальный облик.

У ног апостолов, на цоколе портала , в своеобразных «медальонах» представлены добродетели и противоположные им пороки. Например, овечка изображает кротость, доспехи — силу. А скажем, такой грех, как непостоянство, олицетворяет монах, забрасывающий свою рясу в кусты крапивы. Этим барельефам почти 800 лет. Тема добродетелей и пороков также обыгрывается в мотивах западной розетки.

Также на откосах стен портала, только ближе ко входу, на косяках роскошной двери, расположены десять фигур дев , по пять с каждой стороны. Символика этой части портала такова: не стоит отчаиваться, нужно просто бодрствовать и поддерживать огонь в своей лампе, как это делают мудрые девы , изображенные на левом опорном столбе (со стороны Рая). С противоположной стороны мы видим дев неразумных , у которых больше не осталось масла в светильниках, а ламповым маслом они не запаслись, когда вышли навстречу жениху. Имеется в виду притча о десяти девах , которая приводится в Евангелии от Матфея. Скульптуры дев также были воссозданы в XIX веке.

На нижней перемычке (по французски называемой linteau ) изображены мертвецы, вставшие из могил . Их разбудили два ангела с трубами (стоят по обеим сторонам). Среди мертвецов — один король, один папа, воины, женщины и даже один африканец (что символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества).

Из первых двух архивольтов, обрамляющих тимпан, за воскресением мертвых наблюдают ангелы. Каждый по-своему выражает удивление этим зрелищем: во всей композиции не найдется двух одинаковых жестов или поз. Некоторые фигуры ангелов сохранили следы былой раскраски, эту средневековую полихромность (на следующей фотографии обратите внимание на складки драпировки и крылья):

Уровнем выше, на верхней перемычке изображен архангел Михаил , который взвешивает души умерших на весах правосудия, определяя избранных в Рай (левая сторона, то есть по правую руку от Христа). Два дьявола, большой и маленький, пытаются перетянуть одну чашу весов на свою сторону. Другие черти, такие же уродливые и рогатые, уводят грешников на цепи в ад. На лицах грешников отражены страх и отчаяние. Обе перемычки были реконструированы в XIX веке.

Сцена взвешивания душ и черти, которые утаскивают грешников в ад, — рельеф на верхней перемычке (виден также фрагмент нижней перемычкой с ангелом, возвещающим начало Страшного суда) (кстати, на этой фотографии достаточно четко видна граница, отделяющая старинные скульптуры XIII века (справа) от созданных в XIX веке (слева)):

Сцену взвешивания душ венчает небольшая арка, на которой покоятся ноги Христа. Грешник, не успевший покаяться, получает заслуженную кару: как показано в правом углу первого архивольта, он летит вниз головой прямо в ад. Но те, кто исповедовал веру Христа, могут присоединиться к блаженным душам в «лоне Авраамовом», на которое указывает ангел в левом углу первого архивольта.

На верхнем надвратном тимпане восседает Христос на престоле судии. Он поднимает руки, демонстрируя свои раны. Тимпан относится к 1210 году. Два ангела по бокам от Христа несут орудия его мучений: тот, что слева, держит копье и гвозди от креста, а тот, что справа, — собственно крест. По углам тимпана, по сторонам от ангелов, мы видим Марию (слева, то есть по правую руку от Христа) и евангелиста Иоанна (справа, по левую руку Христа). Эти фигуры в коленопреклоненных позах молятся за милосердие к роду человеческому.

Христос, восседающий на троне в день Страшного суда, — рельеф на верхнем тимпане:

На охватывающих тимпан изгибах свода (voussures ) — архивольтах портала — мы видим святых и праведников (ангелы, патриархи, пророки, отцы Церкви, мученики и девы), это так называемый cour céleste , то есть собственно обитатели Рая.

Интересно, например, изображение Авраама, который держит души праведников на полотнище, лежащем у него на руках. Это символ Рая, то самое «лоно Авраамово» (видите, на Авраама указывает ангел, а уровнем выше, над фигурой, расположенной слева от Авраама, сидит Моисей со скрижалями в руках).

Аду и его обитателям отведено совсем немного места (справа от зрителя). Но зато до чего колоритные, смачные фигуры! Обратите внимание, в частности, на фигуру пузатого упитанного дьявола в короне, который попирает трех грешников: богача, епископа и короля.

Другие изображения адских мучений и рыцарей Апокалипсиса в этой части портала:

Изображения на архивольтах относятся к XIII веку, как и верхняя часть портала (тимпан). Что касается остального скульптурного оформления портала, то оно было воссоздано в XIX веке усилиями Виолле-ле-Дюка. В то же время всеми признается необычайное качество проведенных реставрационных работ: элементы XIII века практически невозможно отличить от воссозданных Виолле-ле-Дюком и его помощниками, настолько уважительно и бережно они отнеслись к той эпохе, настолько прониклись ее духом.

Интерьер Нотр-Дам-де-Пари: внутри собора

1. Общие виды

Внутреннее убранство Нотр-Дам-де-Пари великолепно. Огромное величественное пространство с прекрасными работами знаменитых скульпторов. Алтарная преграда выполнена Жаном Рави (Jean Ravy ), «Пьету» создал Николя Кусту (Nicolas Coustou ), а статую Людовика XIV — Антуан Куазевокс (Antoine Coysevox ). На экскурсию по Нотр-Даму можно с легкостью потратить час или даже больше, даже если ты осматриваешь собор самостоятельно, без помощи прфессионального экскурсовода.

Внутренний вид собора: высокий неф, хоры и главный алтарь (вид из нефа в сторону алтарной части):

Расположение нефа на плане собора:

Вид на противоположную, западную сторону, где расположено западное окно-роза и большой орган Нотр-Дама:

Западное окно-роза (La rosace ouest ) (ок. 1220 г.) с фигурой Богоматери, которую оттеняют яркие витражи, — это центральный витраж Нотр-Дама . Он кажется огромным, но на самом деле самый маленький из трех розеток собора (витраж имеет 9,6 метров в диаметре). В центре — фигура Богоматери, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи, а также пророки. Витраж был практически полностью переделан Виолле-ле-Дюком в XIX веке. Полностью рассмотреть этот витраж сейчас практически невозможно из-за органа, но это не беда: не менее прекрасными южным и северным окном-розой можно любоваться беспрепятственно.

2. Трансепт: витражи-розетки и статуя Парижской Богоматери

В этой части собора можно полюбоваться южным и северным окном-розой, а также скульптурой Парижской Богоматери с младенцем.

Расположение трансепта (поперечного нефа) на плане Нотр-Дама:

Южное окно-роза (справа, если смотреть со стороны входа, т.е. с запада) (La Rose Sud или Rose du Midi ) — огромный витраж на южном фасаде трансепта , его диаметр составляет 13 м. Часть этого витража XIII в. сохранилась в первозданном виде. Южная розетка была установлена приблизительно в 1260 году. Общее число витражных фрагментов розы: 84; розетка состоит из четырех концентрических кругов (12 медальонов, 24 медальона, затем 4-дольные и 3-дольные панели). Некоторые части розетки были заменены во время реставрации сначала в XVIII, а затем и в XIX веке. Сейчас многие витражи розетки находятся не на своих местах, и не всегда возможно определить, какая сцена первоначально занимала тот или иной участок композиции. Интересно, что во время реставрации, проводившейся в XIX веке, Виолле-ле-Дюк повернул розетку на 15 градусов, чтобы укрепить ее на прочной вертикальной оси (считается, что это несколько смазало первоначальное впечатление вращения, сохранившееся у северной розетки). Витраж изображает Христа в окружении апостолов, а также почитаемых во Франции святых, мучеников, мудрых дев…

В четвертом круге витражей изображены двадцать ангелов со свечами, венками и кадильницами, а также сцены Нового и Ветхого Завета (в третьем и четвертом круге): бегство в Египет, исцеление паралитика, суд Соломона, Благовещение… В третьем круге последовательно представлено девять прекрасно сохранившихся сцен из жизни святого Матфея. Происхождение их неизвестно, однако эксперты единогласно датируют их последней четвертью XII века. Два нижних угловых витража (écoinçons ) изображают, соответственно, Сошествие в ад (причем сверху изображены Моисей и Аарон, а снизу искушение Адама и Евы) (с восточной стороны) и Воскресение Христа (с западной стороны) (сверху изображены святая Магдалина и святой Иоанн, а снизу святые Петр и Павел).

Витраж в центральном медальоне розетки не сохранился, и Виолле-ле-Дюк решил заменить его образом Второго пришествия Христа: меч, исходящий из уст Спасителя, символизирует Слово Божие, которое отделяет истину ото лжи. Вокруг изображены символы четырех евангелистов: ангел, орел, телец и лев, а у ног Христа — Книга Жизни и Агнец.

Розетка покоится на поясе витражных просветов (claire-voie ) — шестнадцать высоких стрельчатых витражных окон-«ланцетов », в сумме с которыми высота витража достигает 19 метров. Все эти узкие витражи, изображающие пророков, были созданы в XIX веке (1861) художником Альфредом Жерентом (или, на английский манер, Джерентом) (Alfred Gérente ) под руководством Виолле-ле-Дюка. По образцу Шартрского собора, в центре представлены четыре великих библейских пророка (Исаия, Иеремия, Даниил и Иезекииль), которые на своих плечах несут четырех евангелистов (Матфей, Марк, Лук и Иоанн), что символизирует связь Ветхого и Нового Завета.

У юго-восточного столба трансепта стоит Богоматерь с младенцем . Эту статую, привезенную в XIV в. из часовни Сент-Эньян (chapelle Saint-Aignan ), называют Парижской Богоматерью . Из этой части алтаря исходил невероятный запах лилий, я всё никак не могла понять, что это такое. Оказалось, что статуя Парижской Богоматери оформлена большим количеством свежих белых лилий!

Огибаем алтарную часть и идем по левой стороне. Здесь можно полюбоваться северным окном-розой (ок. 1250 г.). Это витраж XIII в., расположенный на высоте 21 метра (диаметр, как и у южного витража, составляет 13 метров). Витраж изображает Богоматерь в окружении персонажей Ветхого Завета. Это истинный шедевр высокой (зрелой) готики. В отличие от розетки в южной части трансепта, этот витраж сохранился практически в первозданном виде с XIII века.

Композиция северной розетки очень динамична, здесь нет строго вертикальных или горизонтальных элементов, чем создается образ как будто вращающегося колеса. Этот витраж посвящен Ветхому Завету. Преобладание лиловых и фиолетовых оттенков символизирует долгую ночь в ожидании Мессии. В центре изображены Богоматерь с младенцем, в медальонах вокруг — судьи, пророки, короли и жрецы.

3. Алтарная перегородка

Здесь начинаются прекраснейшие резные сцены из камня. Это алтарная преграда (La clôture du chœur ). В XIV в. Жан Рави (Jean Ravy ) (вероятнее всего, это был он, хотя точно не известно) вырезал из камня высокую перегородку, отделяющую клирос (хоры) от нефа. В середине XIX в. она была отреставрирована Виолле-ле-Дюком. Преграда изображает последовательную серию скульптурных сцен из Евангелия . Все они полихромные. Цвета были также подновлены командой Виолле-ле-Дюка.

Расположение хора (алтарной преграды и алтаря, до апсиды) на плане собора:

Южная часть преграды датируется началом XIV века и состоит из девяти сцен, изображающих явления Иисуса после Воскресения. В отличие от сцен северной преграды, они отчетливо отделены друг от друга столбиками.

« Явление Христа Марии Магдалине » :

« Явление Христа женам-мироносицам » :

Далее следуют сцены: « Явление Христа апостолам Петру и Иоанну » « Явление Христа ученикам по дороге в Эммаусе » « Явление Христа одиннадцати апостолам на вечери (без Фомы) » « Явление Христа апостолу Фоме » « Явление Христа ученикам на Тивериадском озере » (три последние сцены частично видны на следующей фотографии):

Две заключительные сцены: « Явление Христа одиннадцати апостолам на горе в Галилее » и «Явление Христа апостолам в вечер воскресения, в Иерусалиме » (последнее явление Христа, заключившееся вознесением Его на небо):

Северная часть преграды относится к последней трети XIII века. Здесь насчитывается 14 сцен, изображающих рождение и жизнь Иисуса до последних дней (не считая страстных событий, которые произошли после Тайной вечери: ареста, суда, бичевания и казни). Сцены следуют одна за другой, не прерываясь, и образуют единое пространство.

«Посещение святой Елизаветы» (Встреча Девы Марии и праведной Елизаветы);« Рождество Христово и б лаговестие пастухам « Поклонение волхвов » :

Потом идут сцены «Сретение Господне » (встреча в Иерусалимском Храме младенца Иисуса с праведным старцем Симеоном); «Христос среди мудрецов в Храме » («Отрок Христос среди учителей иудейских » — посещение 12-летним Иисусом Иерусалимского Храма); «Крещение Господне » и «Брак в Кане Галилейской »:

Завершается цикл сценами «Вход Господень в Иерусалим » (Пальмовое или Вербное воскресенье); «Тайная вечеря »; « Омовение ног ученикам » (совершенное Иисусом перед Тайной вечерей) и «Гефсиманский сад » (Моление о чаше):

4. Алтарная часть, хор

В глубине центрального нефа находится алтарь. В алтарной части, позади алтаря стоит знаменитая «Пьета» — скульптура Николя Кусту (Nicolas Coustou ) на резном цоколе, выполненном Франсуа Жирардоном.

По обеим сторонам от «Пьеты» установлены статуи двух королей: Людовика XIII работы того же Николя Кусту (Nicolas Coustou ) (справа) и Людовика XIV Антуана Куазевокса (Antoine Coysevox ) (слева). Ансамбль окружают шесть бронзовых ангелов с орудиями Страстей Христовых: терновым венцом, гвоздями, смоченной в уксусе губкой, табличкой INRI («Иисус Назарянин, Царь Иудейский»), бичом и пикой.

После многих лет бесплодного брака Людовик XIII дал обет украсить собор Парижской Богоматери, если небо пошлет ему наследника. Будущий Людовик XIV родился в 1638 году, но выполнение обета заняло 60 лет. На хорах (с двух сторон) сохранились резные панели начала XVIII века (Les stalles en bois sculpté , то есть деревянные резные скамьи хора ), изображающие сцены из жизни Марии, они как раз выполнены во исполнение обета Людовика XIII.

Витражи хора (алтарной части . За алтарем на большой высоте расположены высокие стрельчатые окна с цветными витражами XIX века (первоначальные витражи XIII века утрачены):

5. Капеллы

Стоит также упомянуть многочисленные боковые (северные и южные) капеллы собора Нотр-Дам-де-Пари . Они посвящены различным святым, украшены великолепными статуями и витражами, в них расположены надгробия, мавзолеи и надгробные монументы типа жизан (gisant ) известных религиозных деятелей и других выдающихся людей.

В кольцевом обходе, окружающем хоры (эту галерею называют деамбулаторием — déambulatoire ) также расположены прекрасные капеллы. Пять из них окружают непосредственно алтарный выступ — апсиду и как бы лучами расходятся от нее (такие капеллы так и называются: апсидные или радиальные — chapelles absidiales или chapelles rayonnantes ). Это так называемый венец капелл .

Расположение венца капелл на плане собора:

У восточной стены первой апсидной капеллы — капеллы Святого Гийома (Вильгельма) — расположен мавзолей графа Анри Клода д»Аркура (Henri-Claude d»Harcourt ) (1704-1769), генерал-лейтенанта королевской армии. Надгробие из белого мрамора было выполнено в 1776 году Жаном-Батистом Пигалем (Jean-Baptiste Pigalle ) (1714-1785). В 1771 году Пигалем и супругой графа (скончавшейся в 1780 году и похороненной в этой же капелле) был подписан контракт, устанавливающий скульптурные детали и символику композиции, названной «Воссоединение супругов».

Композиция изображает почившего графа, который, завидев свою супругу, приподнимается из могилы, освобождается от савана, простирает руки навстречу жене, и вот снова горит факел Гименея. За спиной почившего графа стоит Смерть с песочными часами, показывающая графине, что настал ее час. Сама графиня изображена в коленопреклоненной позе у подножия саркофага и всем своим видом выражает нетерпеливое желание поскорее воссоединиться с дражайшим супругом. И тогда ангел-хранитель вновь потушит факел.

Расположение капеллы Святого Гийома на плане Нотр-Дама:

А вот, например, убранство красивейшей капеллы Святого Причастия (chapelle du Saint-Sacrement ) (1296), расположенной в конце нефа по центру этих пяти капелл (так называемая осевая капелла ):

Витражи, статуи, полихромные узорчатые своды со звездами…

Эта капелла предназначена для тихой уединенной молитвы (насколько это возможно при таком скоплении народа). Ее также иногда называют Капеллой Девы Марии или Богоматери Семи Скорбей (Chapelle de la Vierge или Chapelle de Notre-Dame-des-Sept-Douleurs ).

Один из витражей капеллы Святого Причастия изображает бегство в Египет:

Еще витражи этой капеллы:

Расположение капеллы на плане Нотр-Дама:

Вот еще один прекрасный витраж — витраж одной из боковых капелл южной стороны (шестая с правой стороны от входа), капеллы Святой Анны (Chapelle Sainte-Anne ):

В этой же капелле находится картина французского художника XVII века Лорана де ла Ира (Laurent de La Hyre ) «Обращение Савла (апостола Павла)».

Расположение капеллы Св. Анны на плане Нотр-Дама:

А еще в одной из капелл мы обнаружили исторический макет, изображающий ход строительства собора Парижской Богоматери:

После экскурсии по собору Нотр-Дам мы вернулись в квартал Маре: пошли отдохнуть на площадь возле парижской Ратуши (Отель-де-Виль ).

Наверняка каждый человек слышал о мюзикле «Нотр-Дам де Пари», но далеко не каждый видел постановку вживую. Это может быть связано с тем, что в маленьких городах нет театров или же с банальным отсутствием у современного человека свободного времени. Но не стоит огорчаться, так как на мюзикл Notre Dame de Paris купить билеты можно уже сейчас, сообщает сайт https://www.showtrade.ru/events/4118/ . В этой статье хотелось бы рассказать об интересных фактах, связанных с этим грандиозным мюзиклом, который покорил сердца миллионов людей по всему миру.

«Нотр-Дам де Пари» является первым значительным произведением Виктора Гюго. Стоит отметить, что издатель поставил писателя в достаточно жёсткие условия. У Гюго было всего четыре месяца на то, чтобы закончить работу над романом. Гюго считал, что его новое произведение отлично подходит для создания оперы. Виктор даже самостоятельно составил либретто. После публикации этого произведения, современники писателя снова начали интересоваться архитектурой средневековья.

Мюзикл стал невероятно популярным сразу после того, как его начали показывать в театрах. Более того, диск с мюзиклом занесли в Книгу рекордов Гиннесса. Стоит отметить, что мюзикл «Собор Парижской Богоматери» стал первым французским мюзиклом, которому удалось хорошо зарекомендовать себя на мировой сцене.

В 1998 году во Франции состоялась премьера мюзикла, однако многие люди не смогли на неё попасть, поскольку нетерпеливые зрители раскупили билеты за шесть месяцев до показа.

В конце 90-х годов мюзиклу присвоили престижную награду, поскольку данный альбом стал наиболее продаваемым. В 2000 году альбом получил вторую награду.

По этому роману было снято множество фильмов, а также несколько мультфильмов.

Когда в России проводили набор актёров для участия в мюзикле, на кастинг пришло более тысячи человек. Из них роли в мюзикле получили только 45 участников.

На постановку российской версии мюзикла было потрачено более четырёх миллионов долларов, а сборы за время его демонстрации превысили пятнадцать миллионов долларов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *