Притча о таланте. Байка «Притча о таланте, зарытом в землю Притча о талантах в мировой живописи

И еще одну притчу сказал Иисус Христос против лености и небрежности нашей.

 

Сын Человеческий поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им свое имение. Одному он дал пять талантов, другому два таланта, а третьему один талант, каждому по его силе; и тотчас отправился.

 

Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел на них еще пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрел на них другие два. Получивший же один талант не захотел трудиться, пошел, и закопал его в землю, и скрыл серебро господина своего.

 

После долгого времени, возвратился господин рабов тех и потребовал у них отчета. Получивший пять талантов принес другие пять талантов и подошедши к нему, говорит: «господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них».

 

Подошел также и получивший два таланта, и сказал: «господин! два таланта ты дал мне; вот другие два таланта я приобрел на них».

 

Господин сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

 

Подошел и получивший один талант, и сказал: «господин, я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; вот, я, испугавшись этого, пошел и скрыл талант твой в земле. Вот тебе твое».

 

Господин же сказал ему в ответ: «лукавый и ленивый раб! твоими устами буду судить тебя; ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; поэтому и должен был ты отдать серебро мое торгующим; и я, возвратившись, получил бы мое с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму кромешную (внешнюю); там будет плач и скрежет зубов».

 

Сказав эту притчу, Иисус Христос возгласил: «кто имеет уши слышать, да слышит!»

 

(Мф. 25, 14-30)
___________

 

Ленивые рабы. Поучение в неделю 16-ю по Пятидесятнице

 

Вы слышали, возлюбленные братья, из ныне чтенного Евангелия притчу Спасителя о талантах? Притча эта весьма поучительна. Всем нужно знать ее значение и помнить ее всегда. Приклоните ваш слух. Вот ее значение.

 

В ней говорится о рабах, которым господин, отправляющийся в дальнюю сторону, поручил свое имение: одному дал пять талантов, другому — два, третьему — один — каждому по его силам (Мф. 25, 14-30). Заметьте: эти рабы — мы, люди. Этот господин есть Господь наш Иисус Христос, Творец наш, Раздаятель талантов, вознесшийся от нас на небо, седящий одесную Отца и опять имеющий прийти на землю судить живых и мертвых. Имение, или таланты, — это душевные силы и способности, равно и телесные силы, которые дал нам Бог и коими в этом веке мы все делаем, которые пускаем как бы в оборот и посредством коих по мере своего умения и усердия умножаем свое духовное богатство. Под талантами следует разуметь и то служение в обществе, какое каждому Бог вверил, смотря по его способностям, или то материальное богатство, какое кто имеет.

 

По смыслу притчи, кто больше талантов получил от Господа, тот, естественно, больше должен сделать добра для ближних, больше должен усовершенствовать себя в настоящей жизни для жизни будущей, а кто — меньше, с того меньше потребуют и отчета. С обыкновенного человека потребуют, добросовестно ли он трудился и вел дела свои; богатый не составил ли себе богатства обманом, хитростью, происками или играми, процентами, жил ли сам и воспитал ли детей своих в страхе Божием, исполнял ли христианский долг молитвы, освящался ли таинствами, подавал ли милостыню? Всякий свое бремя понесет. Со священника потребуют отчета в служении, учении и жизни: научил ли он вере и доброй жизни своих пасомых, воспитал ли он их для вечной жизни?

 

Но послушайте дальше притчи. Получивший от господина пять талантов (вес серебра) пошел, стал трудиться и приобрел на них еще пять талантов; получивший два приобрел другие два, а получивший один взял да и зарыл талант своего господина в земле, т. е. всю жизнь прожил в безрассудной, непростительной лености: ел, пил, веселился, обогащался всеми возможными средствами, чтобы только весело жить здесь, а о той жизни, о вере, о молитве, о добрых делах не заботился. Ясно, что талант его зарыт в землю, так как таланты наши, т. е. наше сердце, наши умственные способности не земное сокровище, а духовное, и не в земле им лежать, не на земные только дела употреблять, а при помощи их нам надобно навыкнуть небесным, святым нравам и стяжать вечную жизнь. Не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, — говорит Господь, — и идеже татие подкопывают и крадут; скрывайте же себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкопывают, ни крадут (Мф. 6,19-20) (т. е. делайте добрые дела не для земли и земных, житейских выгод, а для неба, для Бога, для вечности).

 

Итак, честь, братья, рабам, получившим пять и два таланта и умножившим имение господина; позор, крайний позор получившему один талант и по лености и упрямству зарывшему его в землю. А много есть этих недостойных имени человека людей, которые зарывают талант свой в землю, которые только пьют, едят, веселятся, обманывают, крадут и прочее.

 

Но смотрите, что ожидает тех и других рабов: приходит время дать отчет в том, как употреблено серебро господина. Приходит господин, т. е. Господь, вознесшийся на небо, приходит на Страшный суд, чтобы потребовать отчет с рабов Своих. Являются рабы Его, коим вверены таланты. Подходит принявший пять талантов и показывает Господу десять талантов; потом приходит принявший два и показывает четыре. Господь, одобряя каждого из них за приумножение, говорит: «Хорошо, добрый и верный раб, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю: войди в радость Господина твоего»; потом подходит принявший один талант, и что же? Ничего не сделавши в отсутствие Господина, когда пришел этот Господин, ленивый раб говорит Ему дерзости, называя Его человеком жестоким, который жнет будто бы там, где не сеял, и собирает там, где не расточил. Не так ли говорят, братья, все ленивые, недобрые, неверные христиане, которые в извинение своей непростительной лености трудиться для добра, для образования себя по духу христианской веры слагают вину свою на веру, на Церковь, на Самого Господа, называя предписания веры трудными, неудобоисполнимыми, а благого Господа дерзая называть каким-то жестоким, требующим почти невозможного! О ленивые рабы! Посмотрите на своих собратьев, получивших пять и два таланта, — они обличат вас. Как же они умножили свои таланты, как же они не говорят ничего подобного своему Господину?

 

Но посмотрите, братья, что дальше говорит Господу ленивый раб: так как Ты такой и такой Господин, говорит, то я, убоясь, пошел и скрыл талант Твой в земле: вот Тебе Твое. В земле. Где же это? Где, как не в своей грешной плоти, изнурив свои силы и способности на удовлетворение своим страстям. Придите, братья, ко гробу ленивого и вздохните у него тяжко — тяжко; тут вы увидите зарытым в землю и единственный его талант; ничего для неба он не сделал, все понес с собой в землю. Правду ты сказал, бедный человек, вечных слез достойный человек! Но вот ему и подобным ему приговор праведного Судии: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что Я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал, посему надлежало тебе отдать серебро Мое торгующим и Я, пришед, получил бы Мое с прибылью».

 

Как не требовать Господу от христиан прибыли добрых дел, когда Он в помощь им отдал все сокровища Своей вспомоществующей и вседействующей благодати?! Как не требовать Ему прибыли от христианина для его же вечного блаженства, когда у Господа дерево приносит ежегодно обильный плод, когда зерно дает на поле прибыль?! Воистину достодолжной прибыли требует Господь, и грех, тяжкий грех христианину не творить в жизни плода добродетели и оставаться бесплодной смоковницей, только место напрасно занимающей.

 

Послушайте, наконец, суд над ленивым рабом: Господь говорит: «Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».

 

Страх, братья, обнимает душу, когда помыслишь, что между христианами есть множество ленивых рабов, которые живут беспечно, в удовольствиях и вовсе не помышляют об этой страшной, вечной тьме внешней, где их ожидает непрестающий плач и скрежет зубов. Господи! Твори волю Твою с нами! Молимся Тебе, да обратятся все ленивые рабы к Тебе в покаянии и добродетели! Если же нет, то они поистине достойны Твоего грозного, но праведного суда. Кто имеет уши слышать да слышит! Аминь.

Таланты, овцы и козлы

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей…» (атф.25:31)

Евангельские притчи как жанр раввинистической литературы иудаизма первого века нашей эры представляют собой типичные притчи раввинов, которые по форме и значению отличается от произведений греческого баснописца Эзопа.

Напомним, что при истолковании евангельской притчи важно определить ее контекст и тип. В связи с этим не следует вырывать один стих из контекста притчи: это может привести к неправильным выводам и действиям.

Для демонстрации этого обратимся к примеру из Евангелия от Матфея 25:29: «ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Некоторые люди, исследуя этот стих, полагают, что слова Иисуса подтверждают народное выражение «деньги липнут к деньгам». Это ошибочное мнение стало основанием популярного учения о «евангелии процветания». Его главная идея выражается в таких словах: если ты христианин, то должен быть богатым и здоровым, а если ты беден и болен, тогда твое христианство ненастоящее.

Евангелие процветания- христианская протестантская идеология, набравшая более 10 миллионов сторонников, которая заключается в идее, что Бог заинтересован в том, чтобы люди были финансово обеспечены, имели крепкое здоровье, счастливые браки и в целом жили хорошо.

Зарытые таланты и 7,5 миллионов долларов

Но это учение не имеет библейских оснований, поскольку такое толкование основывается на одном тексте, вырванном из контекста. Исследуя этот отрывок (Матф.25:29), нужно обратить внимание, что он является окончанием сложной для понимания притчи о талантах.

Эта притча начинается со слов Иисуса о Его пришествии: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Ибо [Он поступит], как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего» (Матф.25:13-18).

В этой притче, как и в притче о немилосердном заимодавце, употребляется слово «талант», однако в ней он закапывается в землю. Это действие впоследствии легло в основу распространенного выражения «закопать свой талант». Подобное выражение часто звучит в адрес людей, которые, обладая определенными способностями, знаниями и талантами, не используют их на практике.

Попробуем разобраться, о чем на самом деле повествует эта притча. Важно отметить, что ни в греческом, ни в древнееврейском языках слово «талант» не используется в таком применении, а в русском языке это слово используется исключительно в переносном смысле. В предыдущих уроках было сказано, что первоначальное значение слова «талант» — мера веса, относящаяся, в частности, к драгоценным металлам (золоту и серебру в первую очередь).

Таким образом, притча повествует о деньгах. В то время золотой талант (около 40 кг золота) представлял колоссальную сумму (в пересчете на доллары — примерно полтора миллиона). Согласно притче, одному из рабов были доверены 7,5 миллионов долларов, другому — три, третьему — полтора. После чего первый раб, получивший пять талантов, пошел, употребил их в дело и приобрел еще пять талантов. Он получил стопроцентную прибыль! Сегодня его могли бы назвать хорошим бизнесменом, удвоившим свой капитал.

Хозяин талантов и ленивый раб

Но как господин отреагировал на действия рабов? «По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Матф.25:19-21).

Господин похвалил и второго раба, который тоже сумел удвоить два таланта. Но что произошло с человеком, получившим и закопавшим один талант? Опасаясь, что не сможет правильно вложить эти средства и получить прибыль, раб решает хотя бы сохранить их, закопав в земле. В 24-м стихе говорится: «Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле».

Следует отметить, что он, говоря господину о таланте, употребляет слово «твой». Хотя в распространенном выражении говорится «закопал свой талант», мы видим, что раб закапал не свой, а чужой талант, желая его сберечь. Поэтому иносказательная трактовка этой фразы противоречит тексту Евангелия и смыслу, который Иисус вкладывает в притчу.

«Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью» (Матф.25:26-27). Эти слова подтверждают, что речь идет о деньгах. Господин продолжает: «итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф.25:28-30). За что же несчастного раба, который не умеет зарабатывать деньги на бирже, нужно «выбросить во тьму внешнюю»? Неужели Бог так жестоко покарает человека за неумение вести бизнес?

Определение контекста — важнейший этап истолкования притчи

Чтобы понять эту притчу правильно, прежде всего нужно определить ее тип. Можно ли ее отнести к типу притч-иллюстраций? Чтобы убедиться в этом, необходимо обратиться к тексту, предваряющему притчу. Этой притче предшествует другая притча — о десяти девах (Матф.25:1-12). Следовательно, вторая притча (о талантах) не может иллюстрировать первую притчу (о девах).

Относится ли эта притча к типу притч-истолкований? Обратимся к следующему за ней тексту: «Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит» (Mатф.25:30). Возможно, эта фраза свидетельствует о том, что за ней последует истолкование притчи?

Исследуем дальнейший текст: «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую» (Mатф.25:31-33). Обратите внимание, что эти слова перекликаются и служат истолкованием 19-го стиха: «По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета».

Далее в рассказе о пришествии Сына Человеческого говорится: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Mатф.25:34). Сравним этот текст с 21-м стихом (притча о талантах), в котором хозяин обращается к рабам, принесшим ему 100% прибыли: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость господина твоего». Тут «радость господина», а там — «Царство». Здесь упомянут «хороший и верный раб», а в притче о козлах и овцах, в 34-м стихе, говорится «придите благословенные».

Участь принесшего один талант и тех, кто окажется по левую сторону («козлов»), складывается аналогичным образом: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Mатф.25:41), «а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф.25:30).

Приведенная ниже таблица иллюстрирует вышеупомянутые очевидные параллели между притчей о талантах и последующем рассказе о пришествии Сына Человеческого.

Притча о талантах Рассказ о пришествии Сына Человеческого
«По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета» (Матф.25:19). «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую» (Mатф.25:31-33).
«Хорошо, добрый и верный раб ! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость господина твоего » (Матф.25:23). «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство , уготованное вам от создания мира» (Mатф.25:34).
«…а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю : там будет плач и скрежет зубов» (Матф.25:30). «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный , уготованный диаволу и ангелам его» (Mатф.25:41).

Как видно из сравнительной таблицы, отрывок из Евангелия от Матфея 25:31-41, именуемый во многих комментариях как «притча об овцах и козлах», вообще не является отдельной притчей, а представляет собой объяснение притчи о талантах. Именно поэтому, чтобы избежать путаницы, мы предлагаем отказаться от традиционного названия притчи и говорить просто «рассказ о пришествии Сына Человеческого».

Рассказ о пришествии Иисуса и суде

В 25-й главе Евангелия от Матфея переданы слова Иисуса, в которых Он говорит о Своем Втором пришествии. В частности, Сын Человеческий является на землю вместе с ангелами небесными, чтобы совершить суд и отделить праведников от грешников. Таким образом, на этом суде одни люди окажутся справа от Него, а другие — слева. Те, кто окажутся справа, унаследуют Царство.

В мы уже рассматривали понятия «Царство Небесное» и «Царство Божие» и определили, что ни одно, ни другое не находятся на небе. Однако в 25-й главе Евангелия от Матфея используется только слово «Царство» без дополнительных определений. Этот термин впервые встречается в книге Даниила 2:44 «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно». Согласно Дан.7:16, это царство унаследуют святые Всевышнего на веки. Именно это предлагает Сын Человеческий тем, кто находится по правую сторону от Него.

Важно отметить, что в этой притче представлено учение Иисуса о том, когда праведник получает награду, а грешник — наказание, и это произойдет не сразу же после смерти человека, а только тогда, когда Сын Человеческий придет на облаках небесных. Тогда одни пойдут «в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Mатф.25:46).

В традиционном христианстве прочно укоренилось учение о том, что человек после смерти попадает в рай или в ад. Однако это учение полностью противоречит библейской концепции Второго пришествия Мессии. Представим, что человек сразу после смерти попадает в рай. В таком случае ему нет необходимости ожидать Второго пришествия, во время которого он получит в награду этот рай, поскольку он уже находится в раю. Для этого человека ожидание Второго пришествия теряет смысл. Подобно этому человек, попавший после смерти в ад, во Время второго пришествия должен вновь подвергнуться суду и попасть в ад обратно. Притча об овцах и козлах показывает несостоятельность подобного учения.

Правильное понимание библейской концепции наказании нечестивых показывает 20-я глава книги Откровение: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр.20:7-10). Таким образом, Библия определенно говорит, что огонь как возмездие ниспадает на грешников с неба после пришествия Иисуса, а не сразу же после их смерти.

Что такое таланты?

Необходимо ответить на вопрос, что такое таланты, но для этого следует рассмотреть критерии, согласно которым одних людей Сын Человеческий ставит по правую сторону, а других — по левую.

Обратимся к словам Иисуса. «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Mатф.25:34-40).

Из этого текста можно сделать вывод, что таланты — это наша добродетель, добрые дела по отношению к людям. Именно это Иисус измеряет очень большими деньгами. Таким образом, эта притча действительно учит нас ценности денег, истинной их ценности.

Иисус говорит, что добродетель — это непреходящее богатство, которое Господь дает каждому из нас. Независимо от того, сколько у нас талантов-денег, мы обладаем неизмеримым богатством. Эти таланты необходимо использовать для блага наших ближних: посещать больных, кормить голодных, поить жаждущих, одевать нагих и так далее. Если таланты не вкладывать в благое дело, для которого их и дал нам Иисус, они будут утеряны.

Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра «Шалом»,
Доктор богословия

Изображение: Деньги

В притче о девах Христос показал, чего Он требует от нашего верующего сердца, в притче о талантах учит, как каждый истинно верующий в Него должен послужить Ему своей волей, всей своей деятельностью. Скорбная участь неразумных дев предостерегает нас от небрежения и холодности в духовной жизни; а здесь приговор ленивому рабу осуждает нашу безпечность и небрежность в делах нашего призвания, нашего служения на благо ближнего. Притча о девах требует от нас сердечной ревности к Богоугождению и милосердия к ближнему; притча о талантах – усердного исполнения долга, чтобы радостно, а не печально предстать с отчетом ко Господу в последний день. Не без причины Господь сказал притчу о девах прежде притчи о талантах. «В лукавую душу не войдет премудрость» (); из нечистого сердца не могут истекать вполне чистые, безкорыстные, святые желания и действия. Поэтому каждый должен прежде всего потрудиться над очищением своего сердца от страстей, чтобы воспитать в нем святые чувства молитвы и любви, а затем послужить и ближнему тем талантом, какой он получил от Бога. Таков порядок духовного делания. Это не значит, впрочем, чтобы можно было говорить для извинения своей лености: «Я еще недостаточно потрудился над очищением своего сердца от страстей, над самим собой, я еще не готов служить спасению ближних: довольно у меня забот о своей душе»… Сам не вызывайся на подвиг, а когда Бог позовет, укажет случай – не отказывайся. Этому и учит нас Господь Своей притчей о талантах.

Хотите ли знать, – как бы так говорит Он Своим апостолам, – как поступит Сын Человеческий по Своем пришествии и как должно поступать вам, ожидающим Его пришествия? Выслушайте еще одну притчу: ИБО ОН ПОСТУПИТ КАК ЧЕЛОВЕК КОТОРЫЙ ОТПРАВЛЯЯСЬ В далекую ЧУЖУЮ СТРАНУ ПРИЗВАЛ РАБОВ СВОИХ , не наемных служителей, а собственных рабов, с которых мог строго взыскать за неисправность, И ПОРУЧИЛ ИМ ИМЕНИЕ СВОЕ , отдал им на руки свои капиталы: И ОДНОМУ , более ревностному и способному, ДАЛ ОН ПЯТЬ ТАЛАНТОВ ДРУГОМУ ДВА ИНОМУ ОДИН КАЖДОМУ ПО ЕГО СИЛЕ и способностям, с тем, чтобы они пустили эти деньги в оборот; И ТОТЧАС ОТПРАВИЛСЯ . В отсутствии господина каждый раб мог действовать свободно, как хотел. Так и было: рабы честные, добросовестные немедленно принялись за дело. ПОЛУЧИВШИЙ ПЯТЬ ТАЛАНТОВ ПОШЕЛ УПОТРЕБИЛ ИХ В ДЕЛО , пустил их в оборот, И ПРИОБРЕЛ трудами своими ДРУГИЕ ПЯТЬ ТАЛАНТОВ; ТОЧНО ТАК ЖЕ поступил И ПОЛУЧИВШИЙ ДВА ТАЛАНТА и ПРИОБРЕЛ ДРУГИЕ ДВА . Но не так поступил третий: ПОЛУЧИВШИЙ ЖЕ ОДИН ТАЛАНТ ПОШЕЛ И ЗАКОПАЛ ЕГО В ЗЕМЛЮ И СКРЫЛ СЕРЕБРО ГОСПОДИНА СВОЕГО . Ему не хотелось трудиться, обременять себя заботами, – он хотел воспользоваться отсутствием господина, чтобы предаться праздности на свободе. ПО ДОЛГОМ ВРЕМЕНИ ПРИХОДИТ (возвратился) ГОСПОДИН РАБОВ ТЕХ И ТРЕБУЕТ У НИХ ОТЧЕТА . С радостью явились перед своим господином верные и честные рабы: И ПОДОЙДЯ ПОЛУЧИВШИЙ ПЯТЬ ТАЛАНТОВ ПРИНЕС ДРУГИЕ ПЯТЬ ТАЛАНТОВ , добытые его трудами и заботами, И ГОВОРИТ: ГОСПОДИН! ПЯТЬ ТАЛАНТОВ ТЫ ДАЛ МНЕ; ВОТ ДРУГИЕ ПЯТЬ ТАЛАНТОВ Я ПРИОБРЕЛ НА НИХ : возьми их. ГОСПОДИН ЕГО был очень доволен таким усердием раба и СКАЗАЛ ЕМУ: ХОРОШО , , НАД МНОГИМ ТЕБЯ ПОСТАВЛЮ : я доверяю тебе и многое. ВОЙДИ В РАДОСТЬ ГОСПОДИНА ТВОЕГО , раздели со мной радость, будь участником моей трапезы праздничной. ПОДОШЕЛ ТАКЖЕ И ПОЛУЧИВШИЙ ДВА ТАЛАНТА И СКАЗАЛ: ГОСПОДИН! ДВА ТАЛАНТА ТЫ ДАЛ МНЕ; ВОТ ДРУГИЕ ДВА ТАЛАНТА Я ПРИОБРЕЛ НА НИХ : возьми их. ГОСПОДИН ЕГО и этому рабу выразил свое благоволение и СКАЗАЛ ЕМУ: ХОРОШО ДОБРЫЙ И ВЕРНЫЙ РАБ! В МАЛОМ ТЫ БЫЛ ВЕРЕН НАД МНОГИМ ТЕБЯ ПОСТАВЛЮ; ВОЙДИ В РАДОСТЬ ГОСПОДИНА ТВОЕГО .

Настала очередь последнего раба. Не трудно понять, почему он медлил до конца: его страшила совесть, он недоумевал, как ему поступить, что сказать в оправдание своей безпечности. Правда, он не расточил данного ему капитала, подобно неправедному домоправителю, не прожил всей своей части, подобно блудному сыну, не задолжал десятью тысячами талантов, подобно немилосердому слуге, заимодавцу. Но он не исполнил воли своего господина, он показал непростительную леность; чувство зависти к счастливым товарищам смешивалось в нем с чувством страха за свою небрежность; досаду на самого себя он захотел излить на господина же, и в этом злом расположении сердца, как бы в отчаянии решившись на все, он дерзко входит к домовладыке: ПОДОШЕЛ И ПОЛУЧИВШИЙ ОДИН ТАЛАНТ И СКАЗАЛ: ГОСПОДИН! Я ЗНАЛ ТЕБЯ ЧТО ТЫ ЧЕЛОВЕК ЖЕСТОКИЙ , суровый, безпощадный деспот, ЖНЕШЬ ГДЕ НЕ СЕЯЛ И СОБИРАЕШЬ ГДЕ НЕ РАССЫПАЛ И УБОЯВШИСЬ пустить в оборот твои деньги, чтобы не потерять их вовсе и не понести за это от тебя строгого наказания, ПОШЕЛ И СКРЫЛ ТАЛАНТ ТВОЙ В ЗЕМЛЕ , чтобы, по крайней мере, вернуть его тебе в целости: получай его обратно; ВОТ ТЕБЕ ТВОЕ – ни больше, ни меньше, как сколько ты дал мне. Он даже гордо похвалился тем, что вернул господину его талант в целости. Он как бы не замечает того, что, глубоко оскорбляя господина, называя его жестоким корыстолюбцем, он уже произносит приговор против себя самого: если господин жесток, то надлежало еще более стараться и страшиться; если господин требует чужое, то тем более потребует свое. И господин произнес свой праведный суд на этого ленивого и дерзкого раба: ГОСПОДИН ЖЕ ЕГО СКАЗАЛ ЕМУ В ОТВЕТ: ЛУКАВЫЙ РАБ И ЛЕНИВЫЙ! Лукавый, потому что защищаешь себя клеветами на меня и хочешь обмануть меня ложью, и ленивый, как доказываешь самим делом, я буду судить тебя твоими же словами: ТЫ ЗНАЛ ЧТО Я ЖНУ ГДЕ НЕ СЕЯЛ И СОБИРАЮ ГДЕ НЕ РАССЫПАЛ; пусть так, пусть я таков, каким ты меня представляешь: строг, взыскателен, жесток; но ты все же обязан был исполнить мою волю, если не из любви и преданности ко мне, как другие, то, по крайней мере, из страха, что я жестоко взыщу с тебя, и это мог ты сделать без всякого вреда и опасности для себя: ПОСЕМУ НАДЛЕЖАЛО ТЕБЕ только ОТДАТЬ СЕРЕБРО МОЕ ТОРГУЮЩИМ , отдать торговцам за известные проценты, и оно умножилось бы само собой, без твоего участия, хотя и не так, как увеличилось бы при твоих трудах, при твоем собственном усердии и благоразумии. Даже не было нужды тебе самому заботиться о возвращении моего капитала: И Я ПРИДЯ ПОЛУЧИЛ БЫ МОЕ С ПРИБЫЛЬЮ .

Затем господин обратился к другим слугам и сказал: «Этот раб обвиняет меня в алчности, хотя сейчас видел, как щедро я награждаю моих верных и усердных рабов. ИТАК ВОЗЬМИТЕ У НЕГО ТАЛАНТ И ДАЙТЕ ИМЕЮЩЕМУ ДЕСЯТЬ ТАЛАНТОВ . Пусть он знает, что я не из жадности требую умножения талантов, а ради вашей же пользы. Кто трудится, тот увеличивает свое достояние, а безпечный и нерадивый теряет и то, что имеет: ИБО ВСЯКОМУ ИМЕЮЩЕМУ ДАСТСЯ И ПРИУМНОЖИТСЯ , трудолюбивому охотно все дают и все у них в избытке, А У НЕИМЕЮЩЕГО ОТНИМЕТСЯ И ТО малое, ЧТО ИМЕЕТ (что он считает своим) и перейдет в руки усердных и трудолюбивых. Но этого мало: А этого НЕГОДНОГО РАБА ВЫБРОСЬТЕ ВО ТЬМУ ВНЕШНЮЮ , бросьте в самую глубокую и мрачную темницу: ТАМ БУДЕТ ПЛАЧ И СКРЕЖЕТ ЗУБОВ – пусть там он век свой в безнадежном отчаянии плачет и скрежещет зубами от нестерпимых страданий!.. СКАЗАВ СИЕ , закончив эту притчу, Господь ВОЗГЛАСИЛ: КТО ИМЕЕТ УШИ СЛЫШАТЬ ДА СЛЫШИТ! Кто хочет быть внимательным, тот внимай и прилагай сказанное к себе! Последуем в благоговении этому приглашению Господню, вникнем в смысл Его Божественной притчи, чтобы получить себе пользу душевную и избежать участи ленивого раба. «Человек в этой притче означает Бога Творца и Промыслителя, – говорит святитель Филарет, – Который рабам Своим, т.е. всем человекам, дает различные дары, естественные и благодатные, в особенности же Богочеловека Христа, Который, отходя от земли на небо, «восшед на высоту… дал дары человекам» (), как то: дары Святого Духа, Евангелие, Таинства, и вообще…от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (). Эти различные таланты даются нам каждому по силе его, т.е. вполне удовлетворительно для потребностей нашей жизни. Апостолы, в день сошествия на них Святого Духа, получили особые благодатные дары, потребные для их великого служения; их преемники, пастыри Церкви, в Таинстве рукоположения получают также дары Божественной благодати, немощных врачующей и оскудевающих восполняющей; каждый христианин в Таинствах Церкви приемлет благопотребные дары благодати Господней, укрепляющей его в жизни духовной, врачующей его душевные и телесные недуги, освящающей его семейную жизнь, благословляющей все его добрые начинания. Кроме этих даров благодатных каждый человек получает от Бога дары естественные: разные средства и способы служить Богу и ближнему, кто – способностями и природными дарованиями, умом, наукой, искусством, житейской и духовной опытностью, кто – средствами денежными и др. Все эти дары Божии и подразумеваются в притче под именем талантов.

Знает, сколько кому нужно, сколько кто может употребить в пользу, и сообразно с этим разделяет Свои дары: кому пять талантов, кому два, а кому только один. Благодать Божия не стесняет свободы человека, не насилует природы его, не подводит всех под один уровень. Бог, любящий всех как Отец, раздает Свои дары, смотря по человеку: кто не способен стоять на высоте общественного служения, тот может быть полезным для ближних на низшей степени. Как все тело не есть око, не есть ухо, так и в Церкви не все правители и учители. Но часто бывает, что человек менее даровитый трудится усерднее того, кто более талантлив, но ленив. Притча Христова и учит, что кто более получил, с того больше и взыщется, но и тот, кто мало получил, также даст отчет. Людей совсем безталанных нет: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись» (), а поэтому каждому дает хотя бы один какой-нибудь талант, как средство ко спасению. Велик ли был талант у Сарептской вдовицы? Одна горсть муки и немного елея в сосуде. Но она усугубила его, препитав пророка Илию. А лепта евангельской вдовицы принята Господом и оценена дороже богатых приношений фарисейских. «Правда, – продолжает святитель Филарет, – все зависит от дарованных талантов, без которых рабы как были, так и остались бы ни с чем. Но не одно получение, а делание и приращение вводит в радость Господа. И удивительно, что те, которые более имеют, более стараются и приобретать, а получившие менее совсем не стараются. Не указывает ли это на нас, ибо мы часто говорим, что мы не апостолы, не святые, не праведные, не имеем их благодати, и тем думаем извинить у себя недостаток подвигов и добродетелей? Видите, как уже принятый дар Божий может оказаться принятым к осуждению, ибо Раздаятель прозорлив и после крайнего милосердия совершенно правосуден: не попустит, чтобы дар Его был расточен безплодно и чтобы под личиной немощи укрылись лукавство и леность. Он отнимет пренебреженный дар и неключимому рабу оставит только тьму кромешную». В притче говорится, что господин приходит «по долгом времени» : этим Господь опять указывает на то, что Его пришествие будет не так скоро, как думали Его ученики. Достойно внимания, с какой радостью являются к господину усердные рабы. Их совесть спокойна; они исполнили свое дело, кто как мог; с чувством благодарности к своему господину, который доверил им свои капиталы, они не себе, а ему же приписывают успех своих трудов, – каждый говорит: «ты дал мне… и я приобрел» . Значит, если бы ты не дал, я ничего бы не приобрел. Так смиренно смотрят и праведники на свои дела: «не я… а благодать Божия» сделала это, – говорит апостол Павел (). Мы – рабы, ничего не стоящие…

Таким праведникам и не страшна: она для них – конец трудового дня; не страшен и суд Божий, ибо их сердце предчувствует, что они услышат от Господа столь вожделенное: войди в радость Господина твоего, т.е. « «получите то, чего око не видало, ухо не слыхало, и что не восходило на сердце человеку» . Для верного раба более этой не может быть награды, потому что быть с Господом и видеть радость Своего Господа есть самая высшая награда», – говорил блаженный Иероним . «Получивший пять и получивший два таланта удостаиваются одинаковых благ: значит и совершивший малое получит равную часть с совершившим великое, если данную ему благодать, как бы она мала ни была, употребит надлежащим образом» (блаж. Феофилакт). Поучительно, что неисправным является в притче получивший один талант. Мог оказаться неисправным и получивший пять талантов; к несчастью, в жизни бывает нередко, что люди, весьма щедро наделенные от Бога и природными дарованиями и благами земными, не хотят употреблять их во славу Божию. Но Господь говорит в Своей притче о рабе с одним талантом, чтобы научить, что не высокая или знатная доля, не то, много или мало дано тебе талантов, а верно ли ты исполнил свой долг – вот что послужит оправданием на суде Божием. «Иной успокаивает себя мыслями, – говорит Филарет, митрополит Московский, – я – не то, что лукавый раб, который зарыл данный ему талант и ничего доброго не сделал; я нечто делаю; то еще не беда, что некоторые заповеди не исполнены, некоторые дни или часы не посвящены Богу, как бы надлежало, что некоторые средства добра обращены только к удовольствию собственному… Ах, клеврет мой, ты не так рассуждаешь, как судит праведный Господь наш. Только верному в малом Он дарует многое, следовательно, допуская неверность в малом, ты сам себя лишаешь права на многое»… Поразительна дерзость ленивого раба: он не стыдится назвать своего господина в глаза жестоким и алчным. Так и закоснелый, неисправный грешник может дойти до того, что будет готов обвинять Господа Бога в своей погибели, как будто Бог призывает к труду – и не дает умения и сил, возлагает бремя – и не услаждает сердце несущих это бремя. Ленивый раб хвалится тем, что возвращает талант в целости господину. Но не для того господин вручил ему этот талант, чтобы только сберечь его, а чтобы приумножить. Не для того, например, Господь дает человеку богатство, чтобы он берег его под замком, но для того, чтобы благотворил ближним и через это умножал славу Божию; не затем Господь дает ум, дар слова, силы и способности телесные и душевные, чтобы человек ничего не делал, а для того, чтоб все это употреблял на пользу ближним и через это еще более в самом себе укреплял эти дары Божии во славу Божию и себе во спасение.

Наши ближние и есть торжники, умножающие наши таланты: лихва – это их добрые дела, по нашему научению сделанные, из благодарения Господу Богу за то добро, какое они через нас получили, их и наше через них, по их молитвам, спасение вечное… В сущности, возвратить Богу эти дары так, как возвратил ленивый раб данный ему талант, невозможно: дары и призвание Божие непреложны, говорит апостол, их можно или приумножить, или вовсе потерять. И ленивый раб только хвалится, будто он добровольно возвращает талант: на самом деле талант у него отнимается: «возьмите у него талант» , – говорит господин. Так и бывает с тем, кто не употребляет даров Божиих во славу Божию. Все земные блага отнимает у человека смерть; силы и способности душевные и телесные, если человек не пользуется ими, часто глохнут, постепенно оскудевают от бездействия, так что под конец жизни нередко человек только воображает, что он обладает ими, а на самом деле уже стал неспособен ни к какому труду. Так сбывается над ним слово Христово: «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (). И мы часто видим, что на место человека способного и талантливого, но ленивого, становится другой, более усердный, и таким образом обогащается талантом, отнятым у первого. Вот почему святитель Иоанн Златоуст говорит: «Кто получил дар слова и учения для пользы других, и не пользуется им, тот погубляет самый дар… Итак, будем внимать словам этим, пока есть время, будем приобретать на талант, ибо если здесь будем ленивы и станем жить безпечно, то там никто не окажет нам сострадания, хотя бы мы реки слез пролили. Ты не беднее той вдовицы, не ниже по званию Петра и Иоанна, которые были из простого народа и не были образованными. Потому-то Бог и дал нам и дар слова, и руки, и ноги, и крепость телесную, и ум, и разумение, чтобы все это употребляли мы для собственного нашего спасения и для пользы ближнего. Слово нужно нам не для одних только песнопений и благодарения, но и для научения и утешения. Если таким образом пользуемся им, то соревнуем Господу: если же напротив, то – диаволу»…

Басня Леонардо да Винчи

У одного цирюльника была бритва красоты необыкновенной, да и в работе не было ей равных. Однажды, когда посетителей в лавке не было, а хозяин куда-то отлучился, вздумалось бритве на мир поглядеть и себя показать. Выпустив острое лезвие из оправы, словно…

  • 2Воронёнок и ворон Басня Александра Апарцева

    В вороньей стае жил-был Воронёнок, В нём пробудился редкостный талант — Он пел!.. Возможно, что с пелёнок Он слушал песни таборных цыган. Он подражал, и в этом подражанье Горел огнём и так являл свой пыл, Настолько артистичным был и рьяным, Что покорил…

  • 3Гениальность Притча от Александра Выженко

    Как-то разговор зашёл о выдающихся людях мировой истории. Потом пришли к решению дать определение гениальности. Кто-то изрёк: — Гений — это человек, который владеет сверхъестественной способностью взваливать на себя трудности. Другой сказал: — Гений — …

  • 4Гений и Время Притча от Петра Мордковича

    Господин Гений, — крикнула секретарша, — к вам посетитель! — Скажите, что у меня нет времени. — Теперь есть, — успокоил Гения посетитель, проходя сквозь дверь. — Всё в порядке. — А вы, собственно, кто? — спросил Гений. — Я-то? Да я и есть Время. …

  • 5Гений Поля Сезанна Историческая притча

    В течение тридцати пяти лет Поль Сезанн жил в полной безвестности; он писал шедевры и дарил их ни о чём не догадывающимся соседям. Его любовь к искусству была столь всеобъемлюща, что ему никогда не приходила мысль о том, что его гений будет признан во…

  • 6Захваленная певунья Басня Сергея Михалкова

    Жила-была певунья Канарейка. Жёлтенькая, с хохолком. Голосок у неё был небольшой, но славный — приятно было послушать, как она поёт. Её слушали и хвалили: — Ах, какая способная! — Какая талантливая! А однажды она даже услышала такое: — О несравненная! …

  • 7Земледелец и музыкант

    Два сына были у отца: старший — земледелец, а младший — музыкант. Когда отец умер, старший сын забрал ферму, а младший взял только гармошку и уехал в город. С тех пор братья не виделись. Младший брат писал иногда письма, но ему не отвечали. Старший брат…

  • 8Золото и милосердие Христианская притча

    Жил один мастер. Он резал из дерева красивые киоты и иконостасы, богато украшал их золотом и серебром. Слава о его мастерстве разнеслась по всей округе. Богатые люди охотно покупали киоты и иконостасы, вышедшие из-под резца мастера, и всю свою жизнь жил…

  • 9История о Советнике и Великом Певце Деловая притча от Сергея Занина

    Жил когда-то, а пожалуй, и не так уж давно, Великий Певец. Хотя будет справедливее назвать его Величайшим, ибо он превзошёл славой и Стезихора с Сицилии, и Ариона из Коринфа, и Ивика из Регия, и даже самого Орфея из Фракии. Когда он начинал петь, весь…

  • 10Как постичь Бога? Христианская притча

    На одной лекции Мастер сказал: — Гениальность композитора проявляется в написанной им музыке, но, разбирая ноты, гениальность не увидишь. Талант поэта заключается в его стихах, но, изучая стихи, талант не постигнешь. Бог проявляет себя в Мироздании, но…

  • 11Как талант друга искал Притча от Александры Лопатиной

    Ходил по свету талант. Многие хотели подружиться с ним. Ум говорил: — Талант, давай жить вместе. Ты поможешь мне талантливо применять ум. Глупость предлагала: — Талант, иди ко мне жить. Увидев тебя рядом, люди не будут смеяться надо мной. Богатство…

  • 12Капли таланта Притча от Натальи Мурадовой

    Однажды Бог создал небо и землю. Поместил Всевышний на нашей прекрасной планете реки, моря и океаны, леса и горы, удивительные растения, разнообразных животных, птиц и рыб и, конечно, сотворил первых людей. Посмотрел Создатель на дело рук своих и решил, …

  • 13Любовь живёт в сердце Притча от Александры Лопатиной

    Старый художник сказал своим ученикам: — Я учил вас три года, теперь идите, ищите сокровища жизни. — Что это за сокровища, учитель? — удивились ученики. — Сокровища мудрости, веры, красоты, трудолюбия. Если вы передадите на своих полотнах эти чувства, …

  • 14Маленький художник Притча от Александры Лопатиной

    Кудрявый мальчик старательно рисовал угольком огромного петуха на белой стене дома. — Ах, негодник! — раздался крик матери. Мальчик вскочил и удрал. Вечером отец дал сыну разноцветную краску, и петух стал настоящим красавцем. — Уголь не смоешь, так пусть…

  • 15Мудрец и художники Притча неизвестного происхождения

    Однажды, странствуя по миру, мудрец забрёл в неизвестный ему город. В этот прекрасный день проходили соревнования среди художников. Картин было много, и судьям предстоял нелёгкий выбор, чтобы определить лучшего художника в Китае. Прошло какое-то время, и…

  • 16Осёл и Собака Басня Жана де Лафонтена

Одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в Евангелии от Матфея. У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел … Википедия

Притча о работниках в винограднике … Википедия

— «Добрый самарянин», Рембрандт Притча о добром самарянине (Притча о добром самаритянине, П … Википедия

Мудрые и неразумные девы (Петер Йозеф фон Корнелиус, ок. 1813) Притча о десяти девах одна из прит … Википедия

Запрос «Блудный сын» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия

Добрый Пастырь (Филипп де Шампань, XVII век) Притча о заблудившейся овце одна из притч Иисуса Христа … Википедия

Найденная драхма (Джон Эверетт Милле, 1864) Притча о потерянной драхме одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в Евангелии от … Википедия

— … Википедия

Настойчивый друг (Джон Эверетт Милле, 1864) Притча о человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в … Википедия

Книги

  • Библейские истории Нового Завета: Жизнь Иисуса Христа , А. П. Лопухин. Собрав и проанализировав огромный хронологический, археологический, исторический и этнографический материал, выдающийся русский ученый-библеист, богослов и писатель Александр Павлович Лопухин… аудиокнига
  • Раскраска «Притча о талантах» , Филиппова А.. В древности талант обозначал единицу веса и высшую денежную единицу, соответствующую серебру весом около 30 кг. В новозаветное время это слово стало означать дарования и способности человека.…
  • Евангельские притчи. Притча о талантах. Раскраска с наклейками и стихами , . В древности талант обозначал единицу веса и высшую денежную единицу, соответствующую серебру весом около 30 кг. В новозаветное время это слово стало означать дарования и способности человека.…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *