В 1054 году, когда папские легаты прибыли в Kонстантинополь с намерением сместить патриарха и возложили на престол Cвятой Cофии буллу об отлучении Mихаила Kирулария и его сторонников от церкви, патриарх и созванный им собор отлучили от церкви легатов, в чем были поддержаны всеми восточными патриархами. Так произошёл Великий раскол.
После раскола каждая из сторон не раз предпринимала попытки воссоединения, но они ни к чему не привели.
Протоиерей Aндрей Филлипс (Bеликобритания) отмечает, что большая часть католических святых жили между 1054 и 1200 годами, и только 5% из них жили после XI века, что указывает на истощение Духа Cвятого вне православной церкви.
Содержание
Aпостол Пётр
Oднако в период общности церквей в Eвропе жило немало святых, которые хотя и считаются католическими, но почитаются и в православии. Cамым ярким примером может стать сам апостол Пётр, которого католики считают основателем Западной церкви и первым Папой.
Oн проповедовал в Cамарии и в Иудее, в Галилее и Kесарии, в Cирии, в Bавилоне и в Pиме, в Британии и в Греции. Eго считают основателем римской христианской общины: апостол разоблачил волхва Cимона, выдававшего себя за Cпасителя, и обратил в веру двух жён императора Hерона, после чего тот распял Петра на кресте головой вниз.
После кончины апостола христиане Pима возвели над предполагаемым местом захоронения Петра базилику, а позднее построили Cобор Cвятого Петра.
B православии апостол Пётр почитается наравне с апостолом Павлом как первоверховный святой апостол — это в его честь был назван Cанкт-Петербург; праздник апостола Петра Pусская православная церковь отмечает 12 июля по новому стилю.
Святитель Николай
Hаверное, нет другого такого почитаемого на Pуси католического святого, как Hиколай Mирликийский или Hиколай Чудотворец, который жил в III веке в ликийском городе Mиры, где прославился чудесами, беззаветно служил людям, проповедовал Xриста, сокрушал идолов и боролся с еретиками.
Oднажды он спас Mиры от голода: явившись во сне итальянскому купцу, он дал ему три золотые монеты и велел привезти в Mиры хлеба. Kогда купец проснулся, монеты не исчезли, и он был вынужден исполнить обет.
Известно и другое чудо святого Hиколая: он среди бури явился на терпящий бедствие корабль, плывший из Eгипта в Ликию и, встав у руля, вывел судно из бури.
B Pоссии святитель Hиколай почитается как покровитель обездоленных и путешествующиx, праздник его отмечают трижды: 22 мая (День перенесения мощей), 11 августа и 19 декабря по новому стилю.
Bасилий Bеликий
Богослов и христианский философ, друг Григория Богослова кессариец Bасилий Bеликий жил в VI веке и прославился учёностью и аскетичным образом жизни. Oдин из составителей сборника «Добротолюбие», он боролся с ересью Aрия, написал много книг, в числе которых «Беседы на Шестоднев» и составил чин Литургии.
Aмвросий Mедиоланский
Уроженец северной Италии, Aмвросий стал епископом чудесным образом: он пришёл в храм, где шли выборы, чтобы навести порядок между спорщиками и вдруг голос сверху произнес: «Aмвросий — епископ», хотя он даже не был крещён.
Под давлением общества он был вынужден согласиться, принял крещение, стал епископом, раздал имущество бедным и посвятил себя Богу: боролся с ересями, идолопоклонничеством и составлял гимны.
Прославился тем, что не допустил в храм императора Феодосия, пролившего много крови, и призвал его к покаянию. День памяти это святого PПЦ празднует 20 декабря по новому стилю.
Aнтоний и Пахомий Bеликие
Пахомий Bеликий стал основателем монашеского общежития в Eгипте. Oн жил в III веке в Фиваиде, крестился юношей и посвятил жизнь монашеской аскезе. Oднажды ему во сне явился aнгел в образе схимника и вручил устав монашеской жизни, по которому Пахомий установил среди монахов единообразие в пище и в одежде и раздал послушания, собрав возле себя почти 7 000 иноков, всячески поддерживая больных и воздерживая от отчаяния унывающих.
Aнтоний Bеликий тоже жил в Eгипте, юношей раздал наследство нищим и ушёл в скит, жил в гробнице, молился, постился и сражался с нашествиями бесов. B 35 лет он удалился в пустыню и пребывал там 20 лет, пока не обрёл спокойствие духа и мир в помыслах, после чего к нему стали собираться монахи.
Bо времена гонений на христиан императора Mаксимиана Aнтоний ходил в Aлександрию — служить арестованным христианам, но всегда возвращался на свою гору, окружённую множеством обителей. Oн почил в 85 лет, и ныне его мощи хранятся в городе Aрис (Франция).
Блаженный Aвгустин и многие другие
Блаженный Aвгустин подвизался в Cеверной Aфрике, в 395 году стал епископом, боролся в ересями манихейства, донатистов и пелагиан, написал более тысячи богословских трудов, признанных обеими церквями, самыми известными из них стали «O граде Божием», «Исповедь» и «Xристианская наука».
Bесьма заботился о том, чтобы богословие стало понятно простому народу; его память православные отмечают 28 июня.
B 2017 году Pусская православная церковь признала и некоторых других католических святых, которые прославились до раскола — среди них святитель Патрикий (святой Патрик), святой Bиктор Mарсельский, святая Женевьева (Геновефа) Парижская, лионский епископ Пофин, мученица Бландина, мученики Понтик, Eпиподий Лионские, Cатурнин Tулузский, Aлбан Британский и преподобный святой из Чехии Прокопий Cазавский.
Cложилось так, что многие христианские святыни хранятся в католических храмах, однако это не умаляет их святости и не является препятствием для почитания.
«Разжаловали» Николая Чудотворца
В последнее время ходит много разговоров, что католики деканонизировали самого Николая Чудотворца. В это верится с трудом, ведь даже западный Дед Мороз называется Санта-Клаусом, то есть святым Николаем.
Нет дыма без огня, и решил я разобраться в этом вопросе. К моему удивлению, оказалось, что попытка убрать из святцев самого любимого в России святого действительно была! И в какой-то мере она даже была реализована. Святителя Николая как бы «разжаловали», убрав из числа наиболее почитаемых всей Церковью святых и сослав его в разряд «местночтимых», которым при желании молиться и служить службы можно, но уже совсем не обязательно.
Наглядным свидетельством «разжалования» Николая Чудотворца является место его упокоения в городе Бари. Прежняя табличка «Гробница святого Николая» заменена на абстрактное и безымённое tomba del santo – «Гроб святого». А сами католики больше почитают статую Николая, стоящую в базилике, нежели его мощи. Причём статуя облачена не в католическое, а в греческое православное архиерейское одеяние. А на груди у неё висят крест и панагия из России, не так давно подаренные нашим симбирским епископом, которому показалось несправедливым, что католики сняли со статуи святителя все церковные украшения.
Но за что в ХХ веке величайшего святого подвергли таким странным гонениям? Оказывается, во многом этому способствовало сформировавшееся в католической церкви мнение, что сведения о святителе Николае малочисленны и исторически недостоверны.
Что касается достоверности, отчасти претензия имеет под собой основание – ведь некоторые сведения, описанные в житии святителя, были ошибочно заимствованы из жития другого его святого земляка – Николая Пинарского, жившего на два века позже. Всему виной были переписчики, ошибочно решившие, что упоминаемые в разных текстах и по многим параметрам похожие друг на друга святители Николаи – это один и тот же человек. Из-за этого в житии великого чудотворца возникли курьёзные исторические ляпы – например, получалось, что Николай Мирликийский посещал храм Воскресения Господня на Святой Земле задолго до его основания императрицей Еленой.
В православной церкви эту проблему решили просто: в новых изданиях жития святых «двойников» разделили, оставив Николаю Чудотворцу всё то, что действительно именно с ним происходило. Католики же на этой проблеме споткнулись. Добавили сомнений и споры о том, какие из мощей святителя можно считать подлинными – те, что хранятся в городе Бари, или же венецианские?
Уже после «разжалования» святого Николая дать ответ на этот вопрос помогли учёные.
Как известно, после смерти тело чудотворца покоилось в Мирах Ликийских, в которых было очень неспокойно из-за набегов агрессивных соседей-исламистов, со временем захвативших эту территорию. Когда в полупустой город заглянули проезжавшие купцы из Бари, оказалось, что гробницу охраняют всего лишь четыре монаха. Возжелавшие завладеть мощами баряне силой вынудили монахов отдать святыню. Гроб вскрыли, повредив благоухающие святые останки, и, торопясь, чтобы их не застигли на месте преступления, охотники за мощами унесли на свой корабль голову и фрагменты скелета, впопыхах оставив примерно пятую часть костей.
Украденная святыня поныне хранится в городе Бари.
Но на этом история не закончилась. Позже, во время крестового похода, в Мирах высадились ещё одни охотники за мощами – венецианцы. В поисках святынь они вели себя как варвары – разбили алтари и разорили всё, что смогли. Под пытками один из монахов показал им, где покоятся уцелевшие от первой кражи остатки мощей святителя. А поскольку костей Николая Чудотворца было маловато, венецианцы, недолго думая, дополнили их останками других людей – чьим-то черепом, а также женскими и детскими косточками. И в таком виде на 4/5 фальсифицированные мощи оказались в Венеции. С тех времён по миру до сих пор ходит довольно много частиц из этого венецианского ковчега, достоверность которых вызывает большие сомнения.
Баряне же никому мощи не раздавали и хранили их в храме под спудом.
Лишь однажды гробница в Бари была вскрыта – в середине 1950-х годов мощи святителя Николая исследовал итальянский антрополог Луиджи Мартино. Он подтвердил, что иконы верно передают облик чудотворца, и даже измерил его рост – 167 сантиметров. Согласно выводам Мартино, при жизни сей человек был строгим постником и болел болезнями, характерными для того, кто долго сидел в тесной и сырой тюрьме.
Тот же учёный в 1992 году исследовал и венецианские мощи, установив, что в Венеции хранится как раз та часть святых останков, которых не хватает в Бари, а остальные кости взяты от других людей разного пола и возраста. Так были разрешены почти тысячелетние сомнения и споры относительно подлинности мощей.
Сомнения развеялись, но осадок остался. Общецерковное почитание святителя пока что так и не восстановлено. Каждая католическая епархия ныне сама решает, почитать ли ей Николая. А многие католики теперь уже и не помнят, кто же был настоящим прототипом сказочного Санта-Клауса.
Впрочем, не везде главным рождественским и новогодним Дедом считают именно Санту. Это ведь Голливуд заставил нас думать, что святой Николай повсеместен и потому незыблем. Да, его почитают в Британии, США, Канаде и Австралии, а также в Нидерландах, где его именуют «Синтерклаас». Святого Миколайку и Микулаша любят в Польше, Чехии и Словакии, однако конкуренцию ему составляют более любимые в народе Дядек Мроз и домашний дух Ежишек. А Греция и Кипр в качестве новогоднего героя и вовсе предпочитает не Николая, а святого Василия.
Большинство прочих стран вовсе не связывают Новый год с Санта-Клаусом. Так, в Германии его аналогом является добрый Вайнахтсман (Рождественский дед). Франция именует своего «Деда Мороза» Пэр Ноэль (Дед Сочельник), испанцы называют его Папой Ноэлем, а итальянцы – Баббо Натале. Скандинавы обожают своих лесных и домашних «дедов» вроде Йоулупукки, Юльтомтена и Юлениссена… Ну а в Камбодже своего новогоднего героя кличут… Дед Жар.
Жертвы церковной идеологии
Скандальной «деканонизации» Николая Чудотворца мир обязан Второму Ватиканскому собору (он же – «21-й Вселенский»), проходившему в 1962–65 годах. Кроме него из католических литургических календарей были удалены многие святые древней церкви, например, великомученицы Варвара и Екатерина, святая царица Александра, святой мученик Киприан и даже великомученик Георгий Победоносец! Всех их разжаловали до уровня «местночтимых» под тем предлогом, что их жития слишком смахивают на легенды и не могут рассматриваться как достоверные.
Впрочем, если смотреть современные официальные российские католические календари, то в них нет и следа от этих деканонизаций, а память Георгия Победоносца и вовсе отмечена как праздничный день. Там, где этих святых традиционно помнят, любят и почитают, верующих решили не тревожить.
В православной церкви за недостоверность и «нетолерантность» из святцев не выкидывают. Зато святые могут попасть под деканонизацию из-за смены церковной идеологии. Особенно досталось некоторым из русских святых после того, как в XVII веке случился раскол, разделивший верующих на «никониан» и «старообрядцев».
Самая известная из подобных жертв раскола – благоверная Анна Кашинская, жена казнённого в Орде в 1318 году и впоследствии канонизированного князя Михаила Ярославича Тверского. После смерти мужа княгиня стала монахиней, а двое её сыновей и внук повторили мученическую судьбу Михаила. В 1611 году мощи Анны были найдены в кашинской церкви и сразу же прославились в народе как чудотворные. В середине того же XVII века княгиню официально канонизировали как небесную покровительницу города Кашина. А в 1677 году её неожиданно вычеркнул из списка святых патриарх Иоаким – за «пропаганду старообрядческого двуперстия». Не в меру ретивого борца с «раскольниками» сильно разозлило, что старообрядцы особо почитают Анну за то, что на её руке видно дораскольное молитвенное сложение пальцев. Отчасти досталось и святому мужу княгини – Михаилу значительно понизили богослужебный статус.
И лишь в 1908 году церковное почитание Анны Кашинской было восстановлено, а в её честь стали образовываться монастырские общины.
Ещё одной жертвой деканонизации стал небесный покровитель Архангельска Евфимий Архангелогородский, посмертно прославленный за многочисленные чудеса и исцеления у его мощей. Святой не угодил самому царю Петру I – за пышную «старообрядческую» бороду, пресловутое двоеперстие и за народную любовь к нему северных староверов. Выслуживавшиеся перед царём епископы запретили почитать преподобного Евфимия, но народ их не послушал, и почитание опального чудотворца ещё больше возросло и распространилось на всё Поморье. После Октябрьской революции церковь Михаила Архангела, под которой были захоронены мощи святого, разрушили и сровняли с землёй, и теперь уже никто не знает, где он похоронен. Но северяне поныне почитают Евфимия, а его имя вернулось в общецерковные святцы.
В общей сложности из-за перемен церковной идеологии пострадали несколько десятков святых. В их числе – Псковский чудотворец Евфросин, церковный писатель и переводчик преподобный Максим Грек, виленские мученики XIV века Иоанн, Антоний и Евстафий, оршинские и тверские святые Савва, Варсонофий, Ксенофонт и Савватий, а также ржевские благоверные Владимир и Агриппина. Некоторых из них всё же реабилитировали и вернули в святцы в ХХ веке. Но, к сожалению, большинство подвижников, чьё почитание запретили в смутные времена «борьбы с расколом», так и остались забытыми.
36 выброшенных новомучеников
В начале 2013 года разыгрался настоящий скандал, когда выяснилось, что имена аж 36 новомучеников и исповедников российских пропали из святцев и церковного календаря. Оказалось, что всех их РПЦ деканонизировала. Но за что попали в такую немилость пострадавшие в первой половине ХХ века и канонизированные на архиерейском соборе в 2000 году новые святые?
Недавно выяснилось, что кое-кто из деканонизированных попал в святцы по ошибке. Например, протоиерей Александр Смирнов умер ещё в 1915 году, а его по чьей-то халатности случайно определили в «новомученики», указав дату смерти на три года позже реальной.
Но большинство из них были вычеркнуты по иной причине. После открытия доступа к секретным документам ОГПУ, МГБ и КГБ стали появляться сведения, что некоторые из новомучеников под пытками отреклись от веры или священного сана и давали ложные показания на себя и других верующих, способствуя новым арестам.
Однако с подобной чисткой святоотеческих рядов согласны далеко не все. По мнению историка православной церкви Лидии Головковой, неразумно канонизировать святых, беря за основной источник информации следственное дело, и уж тем более не стоит рассуждать о святости того или иного человека, судя по уголовным делам сталинского времени. Ведь зачастую человека под пытками всего лишь заставляли расписаться на чистом белом листе, а уже потом следователь вписывал туда всё, что хотел. Для привлечения к делу новых «сообщников» использовались конфискованные у людей письма и записные книжки. А некоторые из следователей и вовсе без лишних церемоний попросту подделывали подписи несговорчивых подследственных. Именно по этой причине в 50–60 годах даже были отправлены под суд несколько сотрудников следственных органов, промышлявших массовыми фальсификациями уголовных дел в тридцатые годы.
Так что верить порочащим новомучеников сведениям не стоит. Тем не менее, всплывшему «компромату» церковные власти поверили и на всякий случай подчистили святцы. А ведь некоторым из ныне удалённых святых уже вовсю иконы писать начали и даже детей в их честь называли!
Например, странно выглядит исключение из святцев Иувеналия Рязанского и Василия Кинешемского. Расстрелянный в 1937 году рязанский архиепископ, судя по его письмам из заключения и отзывам тех, кто его знал, даже в тюрьме оставался несломленным и бодрым духом, до последнего старался приободрять людей и за всех молиться. А епископ Василий славился особой благодатностью молитвы и обширной миссионерской работой, благодаря ему тысячи людей пришли к вере. Последний период его жизни, с 1928-го по 1945 год, был настоящим земным адом с нечеловеческими мучениями – уже немолодой священник перенёс череду арестов, пытки, тюрьмы и лагеря и умер в сибирской ссылке, замученный жизнью, но не отступивший от своих христианских убеждений.
Впрочем, окончательную точку в этом деле ставить ещё рано. Возможно, что в будущем кого-то из деканонизированных всё же вернут обратно в святцы. А кого-то из почитаемых ныне – в свою очередь «разжалуют» или вычеркнут из святых списков. Пути Господни неисповедимы.
Алексей ХУДЯКОВ
Святой Николай Чудотворец (Никола Угодник, также Святитель Николай — архиепископ Мир Ликийских) один из самых почитаемых святых в православном мире. Он прославился как великий Угодник Божий. Ему молятся верующие не только православной, но и католической и других церквей.
Вся жизнь святого Николая — это служение Богу. Со дня рождения он явил людям свет будущей славы великого чудотворца. сотворил на земле и на море угодник Божий. Помогал людям в бедах, спасал от потопления, освобождал из плена и избавлял от смерти. Николай Чудотворец подавал многим исцеления в болезнях и телесных недугах. Обогащал бедствующих в крайней нищете, подавал голодным пищу и всем являлся во всякой нужде готовым помощником, скорым предстателем и защитником.
И сегодня он также помогает призывающим его и избавляет от бед. Чудес его исчислить невозможно. Этого великого чудотворца знает восток и запад, и во всех концах земли известны его чудотворения. В честь святителя Николая воздвигаются многочисленные храмы и монастыри, его именем называют детей при Крещении. В православной церкви сохранились многочисленные чудотворные
Краткое жизнеописание святого Николая
Из известно, что Николай Чудотворец родился 11 августа (29 июля по старому стилю) во второй половине III века (около 270 года) в городе Патары, Ликийской области (греческая колония Римской империи). Его родители были благочестивыми христианами из благородного рода. До глубокой старости они не имели детей и просили в молитвах ко Господу о даровании сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана и на свет появился младенец, которому дали имя — Николай (греч. «побеждающий народ»).
Уже в первые дни своего младенчества будущий Чудотворец показал, что он предназначен на особое служение Господу. Сохранилось предание, что во время крещения, когда обряд был очень длительным, он, никем не поддерживаемый, простоял в купели три часа. С детских лет Николай преуспевал в изучении Писания, молился, соблюдал пост и читал божественные книги.
Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно трудясь, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к людям, приходя на помощь нуждающимся.
Однажды, узнав о нищете одного жителя города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние, чтобы извлечь средства, необходимые для их приданого. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели.
Однажды святитель Николай отправился в Палестину. В пути на корабле он проявил дар глубокого чудотворения: силой своей молитвы усмирил сильную бурю. Здесь же на корабле он совершил великое чудо, воскресив матроса, который упал с мачты на палубу и разбился насмерть. В пути корабль часто приставал к берегу. Николай Чудотворец везде приложил заботы к врачеванию недугов местных жителей: одних исцелил от болезней, из других изгнал злых духов, иным подал утешение в скорбях.
По воле Господа святой Николай был избран архиепископом Мир Ликийских. Это произошло после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий. Это был Николай Чудотворец. Получив архиерейский сан, святитель остался тем же великим подвижником, являя собой образ кротости, незлобия и любви к людям.
Но приближались дни испытаний. Церковь Христова подверглась гонениям императора Диоклетиана (285-30 гг.).
Святитель Николай в эти трудные дни поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божие, за что был заключен в темницу, где не переставал укреплять веру среди заключенных и утверждал их в крепком исповедании Господа, чтобы они были готовы пострадать за Христа.
Преемник Диоклетиана Галерий прекратил гонения. Святитель Николай, по выходе из темницы, снова занял Мирликийскую кафедру и с еще большей ревностью отдался исполнению своих высоких обязанностей. Он прославился особенно ревностью по искоренению язычества и ересей.
Желая водворить в стаде Христовом мир, потрясенный ересью Ариева лжеучения, равноапостольный император Константин созвал Первый Вселенский Собор 325 года в Никее, где под председательством императора собрались триста восемнадцать архиереев; здесь было подвергнуто осуждению учение Ария и его последователей. Особенно подвизались на этом Соборе святитель Афанасий Александрийский и святитель Николай.
По возвращении с Собора святитель Николай продолжал свою благотворную пастырскую деятельность по устройству Церкви Христовой: утверждал в вере христиан, обращал к истинной вере язычников и вразумлял еретиков, спасая тем их от гибели.
При жизни святой Николай совершал много добродетелей. Из них наибольшую славу святителю доставило избавление от смерти трёх мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осуждённых. Градоначальник, обличенный Николаем Чудотворцем в неправде, раскаялся и просил о прощении.
Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Достигнув глубокой старости, Николай Чудотворец мирно отошел ко Господу 19 декабря (по н.ст.) 342 года. Его в кафедральной церкви Мир Ликийских и источали целебное миро (прим. благовонное масло), от которого многие получали исцеления.
Памятники святому Николаю Чудотворцу
В мире воздвигнуто множество памятников святителю Николаю Чудотворцу. Немало прекрасных монументов создано в Европе, например, в городе Бари, в Италии (см. фото ниже ), где находится храм святого Николая и его мощи. Много красивейших творений в честь святителя поставлено в городах России, Украины, Белоруссии. Фотографии некоторых из них представлены в фотогалерее.
Дни памяти святого Николая Чудотворца
19 декабря (6-го по ст.ст.) — день памяти Святителя Николая Чудотворца, установленный в честь его кончины.
22 мая (9-го по ст.ст) — день перенесения в город Бари из Мир Ликийских (произошло в 1087 г.).
11 августа — день рождества Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских.
Святая Церковь Православная чествует память Святителя Николая не только 19 декабря и 22 мая, но и еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями. Дело в том, что в четверг Церковь прославляет апостолов, то есть тех, кто особо послужил распространению Света Христова по земле. Очевидно, что и Николай Чудотворец, наиболее ярко из всех преемников апостольского служения — святителей, своей жизнью земной и небесной проповедует Господа и христианскую веру.
Стоит обратить внимание, что в Православной Церкви, кроме Рождества Господа нашего Иисуса Христа, празднуются дни рождения лишь трех святых людей — Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи и святого Николая.
Рождественские праздники в Европе начинаются со дня святого Николая — 6 декабря. В этот день католики почитают память святого Николая, покровителя путешественников и детей. День святого Николая имеет религиозные корни и традиции празднования, выработанные в народе веками. О земной жизни святого Николая из исторических хроник известно немного. Родился на территории современной Турции, примерно в 245 году, умер 6 декабря 334 года.
С молодых лет посвятил себя служению Богу, был епископом города Миры Ликийские. Во время гонений на христиан Николай был заключен в тюрьму, где провел целых восемь лет. Находясь в заключении, несмотря на пытки, продолжал проповедовать христианство. Лишь после прихода к власти императора Константина преследования христиан прекратились, и епископ вновь стал править своей паствой. Был он и участником первого Вселенского Собора, проходившего в 325 году в Никее.
Из исторических источников известно, что епископ Николай выступил защитником трех несправедливо приговоренных к смерти византийцев. О других добрых делах святого Николая в народе сложены предания, передаваемые из поколения в поколение. Они повествуют о том, как святой Николай помогал бедным и обездоленным, а детям тайно подбрасывал монетки и еду в выставленные за дверь башмачки. Еще одна легенда повествует о том, как он помог бедной девушке выйти замуж за возлюбленного, дав ей денег на приданое.
В Х веке в Кельнском соборе в день памяти святого Николая 6 декабря ученикам церковноприходской школы стали раздавать сладости. А позже в Германии в домах стали вывешивать башмачки или носочки для того, чтобы святой Николай положил туда детям подарки. Эти традиции быстро распространились по всей Европе. Правда, подарки получают в этот день только послушные дети, а непослушных ждут розги. Но в ожидании праздника дети стараются не шалить, и без подарков от святого Николая не остается никто.
Когда католики всего мира празднуют День святого Николая (Saint Nicholas Day).
О добродетельной жизни святого Николая известно немного . Святой Николай из Миры (город в древней Ликии, ныне город Демре в Турции), известный как Николай Чудотворец, родился примерно в 270 году. По преданию, он был сыном состоятельных родителей из Патары в Ликии, провинции Малой Азии.
С юности посвятив себя Богу, святой Николай стал епископом города Миры. Во время Великого гонения на христиан, начатого императором Диоклетианом, попал в тюрьму, выйдя из нее при императоре Лицинии, вернулся на свою кафедру, скончался около 345 года.
Житие святителя Николая : как он помогал бедным и обездоленным, как тайно подбрасывал детям монетки и еду в выставленные за дверь башмаки, как помогал бедным девушкам выйти замуж, дав денег на приданое.
Самое древнее упоминание его имени относится к IV-V векам. Федор Чтец, живший в VI, включает епископа Миры Николая в список участников первого Вселенского Собора, проходившего в 325 году в Никее, на котором был разработан первый вариант Символа Веры, называемого ныне Никео-Константинопольским.
Евстратий Константинопольский, живший во второй половине VI века, повествует о том, как святитель Николай выступил в роли защитника трех несправедливо приговоренных к смерти византийцев.
Примерно в 960 году будущий епископ Регинольд написал первое музыкальное произведение о святом Николае, где предложил новый вариант перевода: вместо слова innocentes («невинные») применительно к трем византийцам, несправедливо приговоренным к смерти, он употребил pueri («дети»). Возможно, так зародилась традиция почитания святого Николая как покровителя детей. Своим небесным заступником его также избрали моряки, заключенные, пекари и купцы.
Первым установленным биографом Николая Мирликийского является Михаил Архимандрит , в VIII веке написавший каноническое житие, в котором собрал воедино все существовавшие на бумаге и в устных сказаниях сведения о святом епископе.
В середине марта 1087 года 72 моряка из города Бари, по другим данным это были норманнские рыцари, привезли мощи святого Николая в город Бари, похитив их из склепа в городе Мира, который тогда находился под турецким владычеством.
Практически сразу после прибытия бесценных мощей бенедиктинский аббат Элиа , предназначенного для хранения похищенных реликвий. Строительство базилики длилось более века, однако уже в 1089 году папа римский Урбан II смог освятить крипту, а в 1105 году, после смерти Элиа, новый аббат занялся отделкой внутреннего пространства церкви. Освящение всей базилики состоялось в 1197 году.
В 1088 году папа Урбан II официально установил литургическое празднование перенесения мощей святого Николая на 9 мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, а на Руси он получил широкое распространение.
Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который стал почитаться на Западе как покровитель детей. Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города и распространилась по всей Европе. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы святому Николаю было куда положить свои подарки.
В каждой европейской стране существуют свои традиции и обычаи , связанные с празднованием этого дня. В Нидерландах этот зимний праздник ждут с нетерпением не только дети, но и взрослые. Святой Николай является покровителем Амстердама, и главный католический храм города назван в его честь. Накануне дня Святого Николая, вечером 5 декабря, существует традиция дарить друг другу подарки, которые упаковываются в красиво украшенные коробки.
Во Франции особенно почитают Николая Чудотворца в Лотарингии, где он считается святым покровителем. Это второе место паломничества к мощам святого после итальянского Бари. Здесь, в небольшом городке Сан-Николя-де-Пор, находится базилика Сан-Николя, в которой хранится частица мощей Николая Угодника. День святителя Николая, который празднуется еще со средних веков, является официальным праздником региона. Каждый год в честь святого проходит торжественная процессия. Святитель появляется на балконе мэрии, где мэр вручает покровителю лотарингцев ключ от города.
В Германии, а также в Швейцарии и Австрии дети вечером 5 декабря выставляют обувь за порог дома , чтобы пришедший ночью Николаус оставил им сладости и маленькие подарки. Некоторые верят, что Николаус объезжает все дома в своих санях и приходит через камин, чтобы спрятать привезенные подарки в повешенные детьми носки.
Праздником святого Микулаша, как в Чехии называют святого Николая, традиционно открывается рождественский сезон . Считается, что в этот день святой Николай путешествует по улицам, квартирам и отелям Праги, одаривая послушных детей фруктами и сладостями, в то время как хулиганы и бездельники обнаруживают в рождественских носочках картофелину или кусок угля. Именно поэтому в ожидании праздника дети стараются не шалить, и, как правило, без подарков от святого Николая не остается никто.
В День святого Николая не только дарят и получают подарки, но и стараются исполнять чье-то заветное желание. Это может быть денежная помощь нищим, игрушки, сладости и одежда для детей-сирот и другая помощь нуждающимся.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников