Кто основал казанский собор. Архитектура казанского собора в северной столице. Режим работы и экскурсии в собор

Кто основал казанский собор. Архитектура казанского собора в северной столице. Режим работы и экскурсии в собор

Санкт-Петербург — это город архитектурных шедевров, настоящий учебник по стилям и направлениям зодчества. Одним из величайших строений города является Он восхищает и удивляет уже не одно поколение жителей и гостей Северной столицы. Из публикации вы узнаете о том, когда, кем и в каком стиле построен Казанский собор, в чем его особенности и чем он знаменит.

Содержание

Предыстория

На том месте, где сегодня стоит Казанский собор в Петербурге, стиль которого мы рассматриваем, еще в 1710 году была построена деревянная часовня, принадлежащая близлежащему госпиталю. Чуть позже на этом месте была возведена из дерева церковь Казанской Божьей Матери.

Парадное место на Невском проспекте недолго украшало деревянное здание. В 1733 году по указанию императрицы Анны Иоанновны на этом месте был заложен придворный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Над проектом работал известный архитектор М. Земцов. Он построил красивый барочный собор с деревянным куполом и надвратной колокольней. Перед освящением храма в него была перенесена икона Казанской Божьей Матери — почитаемый и чудотворный образ. Но в те времена церковь называлась Рождественской, и в ней часто стояли службы представители царской семьи. В 1773 году здесь венчался цесаревич Павел Первый, здесь же отмечались многочисленные победы русского оружия.

Постепенно храм ветшал и требовал обновления. В середине XVIII века несколько выдающихся архитекторов разрабатывали проекты реновации собора, в том числе свои проекты предлагали поклонник А. Палладио Николай Львов и знаменитый архитектор Джакомо Кваренги. Так, стиль Казанского собора уже заранее был определен как классический, хотя проект в то время еще и не был создан. В конце XVIII века император Павел Первый объявил конкурс на создание проекта для нового собора, он хотел, чтобы постройка напоминала собор Святого Петра в Ватикане.

Архитектор

В 1799 году был объявлен конкурс на проект для постройки нового Казанского собора. Архитектурный стиль изначально определялся как классицизм — самый актуальный стиль того исторического периода. В конкурсе приняли участие множество знаменитостей того времени: Ч. Камерон, П. Гонзаго, Ж. Тома де Томон. Павел Первый склонялся к проекту Камерона, но так и не принял окончательного решения о победителе конкурса.

Через год в судьбе храма решил принять участие граф Строганов, резиденция которого находилась неподалеку от места будущей постройки. Он принес императору проект своего архитектора А. Н. Воронихина. Проект получил верховное одобрение, и граф Строганов стал главой попечительского совета стройки. Андрей Воронихин происходил из семьи крепостных графа Строганова. Но с детства он показывал большие способности к рисованию, что не осталось незамеченным. Граф дал Воронихину хорошее классическое образование, финансировал 4 его поездки в Европу. В 1785 году архитектор получил отпускную, но продолжал работать на графа Строганова. Он занимался внутренней отделкой Строгановского дворца, построил для графа дачу на Черной речке, создал известный проект колоннад в Петергофе, за который получил звание академика архитектуры. Воронихин считается основоположником русского ампира.

Проект

В конце XVIII века граф Строганов предлагает Воронихину сделать проект для Казанского собора. Какой стиль выбрать для постройки? Такой вопрос даже не вставал — это было время победного шествия классицизма по всему миру. Архитектор предложил амбициозный проект с впечатляющей колоннадой с северной и южной сторон собора. Если бы проект был воплощен в первоначальном замысле, то сегодня мы бы видели на Невском проспекте удивительное сооружения с двумя полукружиями колоннад. Архитектор предлагал заложить вокруг церкви три больших площади, но воплотить такую дорогостоящую задумку полностью не удалось, и в итоге храм украсила только северная колоннада. Проект очень впечатлил императора Александра Первого. И уже через 8 дней после царского одобрения, 27 августа 1801 года, произошла закладка первого камня.

Архитектурный классицизм

XVII-XIX века в Европе и в России ознаменованы господством стиля классицизм. Основной его чертой является обращение к античным канонам зодчества. Этот стиль характеризуется рационализмом, просчитанной гармонией. Постройкам свойственна простота линий, регулярность планировки, симметрично-осевые композиционные решения, четкость объемов и лаконичность декора. Главная примета классики — античные ордеры.

Образцом позднего классицизма является Казанский собор, стиль которого часто называют ампиром. считается основоположником русского ампира, т. е. позднего, зрелого классицизма. Эстетика классицизма тяготела к масштабным градостроительным решениям, особенно отличался имперским размахом ампир. Именно таким — масштабным, симметричным, с ордерным декором — и был проект Воронихина.

Строительство

Возведение храма велось очень быстрыми темпами. Для расчистки площадки пришлось снести 11 частных домов, но за это владельцы получили приличную компенсацию. Казанский собор, стиль которого предполагал приличный размах, должен был занять большое пространство вдоль Невского проспекта, но все же город не мог себе позволить вместить такую махину полностью, поэтому Воронихину пришлось ограничить свой проект. Предполагалось, что собор построят за три года, и Строганов старался уложиться в этот срок, но все же работы затянулись, мешали перебои с финансированием, которые возникали из-за больших трат государства на внешнеполитические цели, к тому же Воронихин никак не укладывался в смету. Для возведения храма использовались только отечественные материалы (идея Строганова), но это все равно не удешевляло строительство. Окончание возведения собора пришлось на 1811 год. 15 сентября храм был освящен, чуть позже была разобрана старая церковь, которая портила вид нового сооружения. Воронихин за эту постройку получил Орден святого Владимира четвертой степени. Постройка собора стоила казне баснословную сумму — 4,7 миллиона рублей.

Архитектура

Поскольку Казанский собор по стилю архитектуры должен был напоминать главный католический собор в Риме, при его возведении ориентировались в первую очередь на религиозные архитектурные каноны. Собор ориентирован с запада на восток, и это вызывало определенные трудности: невозможно было вписать постройку в перспективу Невского проспекта. Воронихин нашел оригинальное решение и сделал северный фасад парадным, хотя главный вход находится сбоку по отношению к главной городской магистрали.

Главным украшением собора является колоннада из 94 коринфских колонн, общее же число колонн на фасаде — 136. По большому счету, внешний облик собора очень светский, даже крест на куполе развернут так, что виден лишь с определенного ракурса, а в остальных проекциях смотрится как шпиль. В постройке удивительным образом сочетаются две тенденции: монументальность и грандиозность и невероятная легкость, изящность. Казанский собор в Питере, стиль которого положил начало истинно русскому классицизму, считается знаковой постройкой для русского зодчества. Специалисты отмечают, что эта постройка ознаменовала собой появление именно русской архитектуры, не подражательницы европейским образцам, а зодчества с национальным колоритом в рамках общеевропейских тенденций.

Интерьер

Внутреннее убранство Казанского собора не менее интересно, чем его внешний облик. Пространство собора разделено колоннами из гранита на три нефа, потолки украшены розетками в виде стилизованных цветов, напоминающими живописную роспись. Напольные мозаики выполнены из разных сортов отечественного камня. Вообще, собор считается настоящим памятником отечественным минералам. Большая часть икон и картин собора написана специально для него выдающимися мастерами своего времени, в том числе, Брюлловым, Боровиковским, Кипренским. Иконостас был создан по эскизам Тона, и на него пошло трофейное серебро, отвоеванное у наполеоновской армии. Главным украшением собора является чудодейственный список иконы Казанской Божьей Матери.

Современное состояние

Сегодня Казанский собор в Санкт-Петербурге, стиль архитектуры которого восхищает всех людей, является действующим православным храмом, а также памятником культуры. В советское время собор был подвергнут реставрации, здесь располагался Музей истории религии и атеизма. В 1994 году на купол был возвращен православный крест и возобновились церковные службы.

Мифы и легенды

Казанский собор, стиль которого вызывает непременный восторг у любого человека, за свою историю оброс немалым числом легенд. Первая история связана с пустыми пьедесталами собора. На них до середины XIX века стояли гипсовые скульптуры архангелов, в перспективе предполагалось, что их заменят бронзовыми, но этого так и не произошло. Народная молва говорит, что архангелы займут свое место только тогда, когда у России появится мудрый и справедливый правитель. Пока, видимо, этого не случилось. Собор со времен войны 1812 года считается Храмом русского оружия. Сюда свозились трофейные знамена, ключи от завоеванных городов. Генерал-фельдмаршал Кутузов очень почитал этот собор, и именно в нем захоронен сосуд с сердцем полководца.

В 1801 году начали строить Казанский собор. Его проект разработал Андрей Никифорович Воронихин — бывший крепостной барона Строганова, сумевший со временем стать искуснейшим зодчим и «старшим профессором» Академии художеств.
По требованию Петра I Казанский собор, крупнейшее культовое здание русской столицы, надлежало сделать похожим на собор святого Петра в Риме — главный храм католической Европы. Этим требованием объясняется введение в композицию Казанского собора наружной колоннады, отдаленно напоминающей колоннаду римского прототипа; два ее крыла, изогнутые в плане, состоят из семидесяти двух каннелированных коринфских колонн, несущих антаблемент с балюстрадой.
Однако, проектируя собор, Воронихин руководствовался в первую очередь не требованием царя, а градостроительными соображениями. Поэтому он разместил свою колоннаду со стороны северного фасада храма, который по канонам церкви считается второстепенным, но обращен к Невскому проспекту — важнейшей магистрали города.
Сам собор, имеющий в плане форму вытянутого с запада на восток «латинского креста», стоит в некотором отдалении от проспекта. Но упруго развернутые крылья колоннады надежно связывают здание с улицей и в то же время формируют перед входом в собор небольшую, но просторную площадь. Сплошная застройка магистрали здесь разрывается, возникает дополнительная перспектива, эффектно замыкающаяся центральным портиком колоннады и поднимающимся над ним куполом на стройном барабане Массивные боковые портики, словно останавливающие стремительный разбег колоннады в стороны, размещены по осям отходящих от проспекта набережной канала Грибоедова и улицы Плеханова. Купол выделяет в силуэте города место пересечения важных магистралей. Зодчий сумел органично ввести здание в «ткань» уже сложившихся кварталов и сделал его доминантой района.
В композиции Казанского собора отразились новаторство Воронихина-градостроителя и его способность разобраться в ситуации, сложившейся ранее, развить приемы, наметившиеся в работах его предшественников. В самом деле, в основном планировочном замысле собора нельзя не увидеть развитие той системы, которая еще в XVIII веке стала использоваться при размещении культовых зданий на противоположной стороне Невского проспекта — с отступом от красной линии в разрывах между жилыми домами. Но Воронихин значительно усилил градостроительное значение такого приема, придал ему совсем иные масштабы и размах.
В начале XIX века усилилась тенденция к углублению идейно-художественного содержания произведений зодчества, к увеличению их образной силы. Достичь этой цели архитектура могла в тесном союзе с изобразительным искусством, роль которого в раскрытии общей темы должна была стать особенно ответственной. Казанский собор явился, по существу, первым в истории русского классицизма сооружением, в котором воплотилось новое отношение к проблеме синтеза искусств.
В композиции фасадов Казанского собора очень важную роль играют произведения скульптуры. Наиболее значительные из них размещены на северном фасаде, обращенном к Невскому проспекту. Аттики, венчающие боковые портики наружной колоннады собора, заполняют длинные барельефные фризы. Сюжеты барельефов заимствованы из Библии. Над восточным портиком расположен рельеф «Истечение Моисеем воды из камня», созданный И. П. Мартосом. «Медный змий» — тема другого рельефа, исполненного И. П. Прокофьевым. Однако библейские сюжеты послужили художникам лишь поводом для раскрытия несравненно более значительной и очень характерной для классицизма темы героя, приходящего в трудный час на помощь своему народу. Патетическая героика фризов и приподнятый, мажорный строй архитектуры здания прекрасно дополняют друг друга. По сторонам огромной двери северного входа в собор, украшенной горельефами, стоят в нишах бронзовые скульптуры князей Владимира и Александра Невского, Иоанна Крестителя и Андрея Первозванного. Они отливались по моделям, созданным крупнейшими ваятелями классицизма — С. С. Пименовым, И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, В. И. Демут-Малиновским и А. А. Анисимовым. Мощные, суровые изваяния, воспринимаемые зрителем с близкого расстояния, гармонично сочетаются с монументальной колоннадой. Включение в число скульптур наряду с изображениями легендарных персонажей статуй реальных героев русской истории должно было, по мысли строителей Казанского собора, способствовать усилению национальной, патриотической темы.
Сооружение Казанского собора, продолжавшееся десять лет, завершилось незадолго до начала Отечественной войны 1812 года. Мажорная, торжественная архитектура здания оказалась созвучной героике борьбы с иноземными захватчиками и пафосу победы над врагом. Сама жизнь связала собор с важнейшими для судеб России историческими событиями, сделала здание памятником русской воинской славы. Из Казанского собора после торжественного молебна отправился в действующую армию фельдмаршал М. И. Кутузов. И сюда же в июне 1813 года, когда неприятель уже был изгнан за пределы отчизны, доставили из маленького немецкого города Бунцлау прах великого полководца. Тело Кутузова было погребено в склепе, сооруженном в северном приделе храма; рядом на специальных кронштейнах, вделанных в стену, разместили трофейные знамена и ключи от сдавшихся русским армиям городов.
Мемориальное значение Казанского собора в 1837 году было закреплено установкой перед боковыми портиками наружной колоннады памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли. Они органично вошли в архитектурно-скульптурный ансамбль собора. Бронзовые фигуры полководцев, великолепно воспринимающиеся на фоне колоссальных порталов, отливались по моделям скульптора Б. И. Орловского. Гранитные пьедесталы проектировал архитектор В. П. Стасов.
По композиционному решению оба памятника почти идентичны: герои Отечественной войны 1812 года изображены во весь рост, на их плечи наброшены плащи, ниспадающие живописными складками. Но трактовка каждой фигуры имеет свои особенности. В позе Барклая воплощено настороженное ожидание. Фигура Кутузова, наоборот, кажется олицетворением наступательного порыва: решительным жестом руки с маршальским жезлом полководец как бы дает сигнал своим войскам преследовать бегущего неприятеля.
Светский, гражданский характер, присущий архитектуре Казанского собора, свойствен и его интерьеру, напоминающему огромный дворцовый зал. Ряды высоких гранитных колонн не расчленяют, а объединяют пространство этого зала, позволяя ему наполниться светом, льющимся из окон. Треугольные в сечении подкупольные столбы размещены настолько удачно, что почти незаметны зрителю. Благодаря этому кажется, что поддерживаемый ими купол свободно парит на огромной высоте.
В 1810-1811 годах, уже завершая постройку Казанского собора, Воронихин решил видоизменить свой первоначальный замысел, спроектировав вторую наружную колоннаду перед южным фасадом здания. Боковые портики обеих колоннад должны были соединиться оградой, окружающей сквер, созданный перед западным главным входом в собор. Осуществлению этого проекта помешала начавшаяся война, и о нем теперь напоминает лишь чугунная решетка, установленная в 1812 году.
В «чугунном кружеве» Ленинграда эта ограда — одно из лучших украшений. Часто поставленные вертикальные прутья создают в каждом ее звене своего рода нейтральный фон, на котором контрастно выделяются плотные орнаментальные «пятна» в форме ромба. На верху решетки помещена широкая полоса растительного орнамента, своей массой уравновешивающая гранитный цоколь. Опорами чугунных звеньев служат массивные картелированные колонны, увенчанные шарами. Их строгий ритм укрупняет масштаб ограды. Этому ритму вторит широкий шаг ромбовидных узоров. И, несмотря на большую длину ограды — 153 метра, рисунок решетки не кажется ни монотонным, ни мелким. Ограда прекрасно выдерживает соседство с громадным зданием.

© Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г.

Гармонично соединил в себе неповторимую архитектуру, грандиозные изваяния и непревзойденную живопись. Он стал первым российским храмом, созданным в необычном для России европейском стиле. Его спроектировал выдающийся русский архитектор Андрей Никифорович Воронихин.

Над скульптурными композициями, которые придают величие собору, усердно трудились такие знаменитые мастера, как Пименов, Демут-Малиновский, Мартос, Гордеев, Проковьев, Рашетт, Воротилов, Анисимов. Стены храма украшены работами Брюллова, Бруни, Угрюмова, Боровиковского, Шебуева, Бессонова, Басина и других великих художников своего времени.

Скульптурные украшения

Скульптурное оформление осуществлялось с особым мастерством. До сегодняшних дней сохранилось богатство наружной скульптуры. Из внутренних скульптурных украшений остались лишь два прекрасных барельефа:

  • один из них — работы Жана-Доминика Рашетта «Взятие воинами Христа в вертограде»;
  • второй — работы Феодосия Федоровича Щедрина «Шествие Христа на Голгофу».

Остальные шедевры, увы, разрушились. В 1814 году из-за сырости осыпалась отделка храма вместе со всей украшавшей интерьер лепниной, что привело к порче практически всех рельефных композиций. В 1820 году их решили не восстанавливать, а нанести на стены декоративную роспись.

Наружные барельефы

Снаружи храм украшают 14 барельефов, вырезанных из камня, которым облицовывали собор. Особенной красотой и грандиозными размерами выделяются барельефы на аттике собора. На восточной стороне здания алтарный аттик венчает гигантский барельеф, изображающий «Вход Господень в Иерусалим». Данное творение относится к творчеству знаменитого скульптора Рашетта.

Роскошным барельефом «Изведение воды из камня Моисеем в пустыне» декорирован аттик над восточным проездом. Над созданием барельефа трудился талантливый скульптор Мартос. Противоположный аттик оформлен барельефом «Воздвижение медного змия Моисеем в пустыне». Это работа скульптора Прокофьева. Каждый из барельефов имеет грандиозные габариты 14,91 х 1,42 метров. В каждой композиции изображено не менее 40 фигур.

С обратной стороны храма аттики обустроены двумя внушительными барельефами: «Дарование Моисею скрижалей» и «Неопалимая Купина». Они стали выдающимися трудами итальянского скульптора Сколяри. Квадратные панно на стенах изображают деяния Пресвятой Богородицы.

Статуи, украшающие фасад знаменитого собора

Специально для входа в собор скульптор Пименов создал композиции святейших воинов Русской церкви. С одной стороны дверей возвышается бронзовая скульптура Князя Владимира, с другой — изваяние Князя Александра Невского. Чуть ближе к северным дверям стоят еще две статуи, отлитые в бронзе: образ Святого Андрея Первозванного, созданный Демут-Малиновским, и образ Святого Иоанна Предтечи, творение рук талантливого скульптора Мартоса.

Двери собора

Бронзовые двери со скульптурными композициями, являются центральной частью северного фасада. Они скопированы с дверей флорентийского крестильного дома Баттистеро. Мастер Гиберти, придумавший их, работал над своим шедевром на протяжении 21 года. На дверях мастер разместил 10 композиций, на которых изображались события Ветхого Завета. Создание копии входных дверей для Казанского собора поручили мастеру Василию Екимову. На воротах российского храма сюжеты размещены в другом порядке, чем на дверях флорентийского собора.

Живопись

Живописные труды, украшающие Казанский собор, выполнены выдающимися деятелями изобразительного искусства, творившими в конце XVIII века и начале XIX века. Живопись можно увидеть на иконостасе, стенах и пилонах. Художественные творения отражают академизм того времени. Их исполнение — это яркий образец манеры написания великими мастерами эпохи Возрождения.

Особого внимания заслуживает работа Карла Брюллова «Взятие Богородицы на небо». Она относится к шедеврам религиозной живописи. Изображения художника Владимира Боровиковского характерны для иконописи XVIII века. Сегодня в храме можно увидеть такие шедевры мастера, как иконы для царских врат главного иконостаса, архангела Гавриила и девы Марии для Благовещения, всех 4-х евангелистов.

Лучшим творением художника Василия Шебуева стали изображения Трех Святителей, находящиеся в подкупольных пилонах. Григорий Угрюмов нарисовал прекрасную икону «Поклонение Волхвов». Созданный этим художником образ Христа Спасителя и сегодня поражает всех молящихся своим светлым, проникновенным взглядом. Глядя на Его лик, можно забыть про мирскую суету. Поэтому каждый человек хоть раз должен увидеть шедевры живописи и скульптуры знаменитого Казанского собора.

К азанский кафедральный собор — один из главных и красивейших храмов С-Петербурга.
Собор Казанской иконы Божией Матери находится на Невском проспекте рядом с метро, в сердце туристических маршрутов и практически все посещающие Петербург туристы обязательно его видят. Давно хотел написать о нем подробный пост…

Павел I очень хотел построить нечто Великое, что затмило бы храмы в Риме. Собор построен в стиле ампир в 1801—1811 годах русским архитектором А. Н. Воронихиным.

Художник Алексеев Ф.Я. Вид Казанского собора в С-Петербурге.

Собор посвящен Казанской Божией Матери. Эта петербургская святыня, принадлежавшая царице Прасковии Федоровне, является списком со знаменитой иконы, чудесным образом явленной в 1579 году в Казани девятилетней девочке Матрене Онучиной и через 33 года вдохновившей русских на борьбу с польскими захватчиками.

Петербургская икона была привезена в столицу Петром I и помещена в скромной церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте с деревянным куполом и колокольней над входом. Церковь была чем-то похожа на храм в Перопавловской крепости. На месте этой церкви и был сооружен Казанский собор.

Раньше перед собором стоял обелиск (вид был похож на ). Временный деревянный обелиск был поставлен к торжеству освящения собора 15 сентября 1811 года. Сделать его из камня не успевали, как и чугунную ограду. Обелиск простоял 15 лет и затем его убрали.

У храма лежала еще и колонна с собора. Она была запасной и изначально планировали использовать ее как обелиск. Но увы, не сложилось. Воронихин поставил на колонне золотой шар сделал из нее памятник к празднованию 50-лети Академии Художеств. Ныне колонна стоит на постаменте в академическом саде на Васильевском острове.

Церковь была открыта 6 (17) сентября 1733 года. Ее изображение слева, (автор мне не известен).

Карниз Рождественской церкви украшали скульптуры апостолов и других святых. Все элементы архитектурного оформления были выполнены в дорическом ордере.

Павел I венчался в этой церкви и когда она обветшала задумал возвести красивый храм достойный Невского проспекта.

В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбаро, Ж. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект утверждён не был.

Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н.
Воронихиным.

Удивительно, но именно этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.
Сорокалетний талантливый Воронихин к тому времени не успел еще построить сколько-нибудь значительных зданий. Архитектуре и живописи он учился у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, занимался самообразованием, а получив вольную, побывал за рубежом. Он стал «домашним» зодчим Строганова.

Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме.

Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96-и колонн. Если колоннада собора святого Петра в Риме замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту.

В 1800 году была создана «Комиссия о построении Казанской церкви» во главе с графом А. С. Строгановым. В 1801 году она доложила императору о необходимости построить колокольню и дома для клира.

На эту просьбу Павел I ответил отказом: «В Риме у Петра нет колокольни, а нам и подавно ни к чему! Что касается церковнослужителей, эти без жилья не останутся». На мой взгляд верное решение. Колокольня собору не нужна.

Позже священнослужителям достался жилой дом на углу Невского проспекта и Казанской улицы. Колокольню так и не построили, колокола разместили в проёмах на колоннаде собора. И время показало, что это было правильное решение.

Для облицовки кирпичных стен использовали пудостский камень, добываемый близ Гатчины. Кроме того, здесь широко применены мрамор, известняк, гранит для 56 монолитных колонн в интерьерах. Воронихин впервые применил металлическую стропильную конструкцию купола пролетом 17 метров.

Собор часто появлялся на открытках. Он любимец художников и фотографов.

Высота собора — 71,5 метра. Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями.

Монументальные двери северного входа (со стороны Невского пр.) являются бронзовой копией знаменитых «Райских врат» Флорентийского Баптистерия, исполненных итальянским скульптором XV века Лоренцо Гиберти.
Пост про оригинал)))

Примечателен был иконостас главного придела. Он был в 1834—1836 годах облицован трофейным серебром, отнятым у французов. 40 пудов этого серебра прислал донской атаман М. И. Платов. Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы северного и южного приделов. После изъятия церковных ценностей иконостас был утрачен. Большевики вывезли с собора почти 2 тонны серебра. В настоящее время серебро на иконостасах восстановлено.

Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал. Ряды высоких гранитных колонн объединяют пространство зала. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на огромной высоте.

Внутри не менее красиво. Лучше приходить в светое время суток когда свет падает вниз через окна…


С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца. Колокольни собор не имеет, звонница расположена в западном крыле колоннады. Закрепив концы колоннады монументальными портиками, Воронихин оформил проезды вдоль канала и улицы, в сторону которой был обращен западный фасад собора.

Скульптуры перед входом в собор.

В портиках по замыслу Воронихина установлены бронзовые фигуры князей Владимира и Александра Невского, Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного. Не все статуи были установлены из-за нехватки средств. К сожалению, почти не сохранился скульптурный декор интерьеров, замененный позднее росписями.

После Отечественной войны 1812 года собор приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов (вернее некоторые части его тела) и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

В 1837 году, в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона, на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Автором проекта стал выдающийся русский архитектор В. П. Стасов, а сами фигуры полководцев были отлиты по моделям выдающегося скульптора Б. И. Орловского.

Петербургская икона Казанской Божией Матери была сразу признана чудотворной, помогающей в трудных испытаниях. Михаил Илларионович Кутузов перед отъездом в армию молился перед этим образом, и когда победа над Наполеоном была одержана, все серебро, отнятое казаками у французов, принес в дар Казанскому собору.

В годы блокады оба памятника оставили на местах и не стали закрывать. Считалось, что полководцы поднимают боевой дух солдат. Проходя мимо них по Невскому проспекту, военные неизменно отдавали честь обоим фельдмаршалам.

Барклай де Толли и Кутузов
В 12-м морозили французов
А ныне благодарный росс
Поставил их без шапок на мороз!

В советское время по их поводу ходил анекдот: Барклай де Толли держит руку возле живота: «Живот болит!» Кутузов указывает жезлом на здание на противоположной стороне: «Вот аптека!». — на противоположной стороне в доме на углу Невского и Большой Конюшенной улицы с давних пор помещается аптека.

6 (19) марта 1876 года здесь произошла первая демонстрация народнической группы «Земля и воля». Здесь впервые выступил Плеханов. После октябрьской революции его временный памятник находился между изваяниями Кутузова и Барклая-де-Толли.

Здесь достигали пика студенческие демонстрации, начинавшиеся у Аничкова моста.

В Кровавое воскресенье 1905 года толпа мгновенно соорудила баррикады из скамеек в только что оформившемся сквере у собора.

Губернатор Петербурга того времени был человеком креативным и считал что все площади Петербурга должны иметь фонтаны. Не только красоты ради, а из политических соображений. Он считал что на площади где есть фонтан невозможны народные митинги. Фонтан будет снимать напряжение толпы. Увы… он не успел создать фонтаны на всех площадях, но перед собором фонтан появился.

Всевидящее око… масоны, сними в то время не шутили… такое же око на долларе…

В 1932 году превращен в Музей истории религии и атеизма.

Заступничество Казанской Божией Матери понадобилось нашему городу и в Великую Отечественную войну. Существует легенда, что в январе 1943 года икону Казанской Божией Матери вынесли из Князь-Владимирского собора, где она тогда хранилась, и обнесли вокруг города. 18 января блокада была прорвана.

С 1991 года Казанский собор действующий храм, несколько лет сосуществовавший с экспозицией музея. С 2000 года — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.

На крыше собора в советское время планировали разбить сады. К счастью этого не произошло.

Теперь сам собор, снятый два часа назад.

Вид от собора на Невский и дом Зингера.

Северный фасад. Перед ним грандиозная колоннада из 96-ти колонн высотой 13 метров.

Иду мимо собора по набережной канала Грибоедова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *