Какой труд написал ж руссо. Краткая биография жан-жака руссо. О театральных зрелищах

Жан Жак Руссо — выдающийся представитель французского просвещения XVIII века.

Содержание

Факты биографии и труды

Родился Руссо в простой семье женевского часовщика. С юных лет он вынужден был добывать себе средства к существованию различными занятиями, скитаясь по Франции и Швейцарии. Был переписчиком бумаг, музыкантом, домашним секретарем, слугой в барских домах. Оказавшись на положении приемыша в богатой аристократической усадьбе, Руссо впервые получил возможность заняться самообразованием и путем упорного труда достиг обширных и разносторонних познаний. Он становится писателем, но его жизнь по-прежнему проходит в постоянных волнениях и скитаниях.

В 1749 году Дижонская академия объявила конкурс на тему: «Способствовал ли прогресс в науках и искусствах улучшению нравов?» Приняв участие в конкурсе, Руссо создал талантливое произведение, возбудившее глубокий общественный интерес. Он доказывал, что в далекие времена, когда люди не знали цивилизации, они были более нравственными и счастливыми. Тогда господствовало равенство, и различия между людьми определялись естественными причинами: способностями и трудом. Теперь же люди искусственно разделены на основе своего происхождения и богатства. В человеческих отношениях взяли верх недоверие, обман и вражда.

Вскоре Руссо написал еще два острых политических трактата по злободневным общественным вопросам. Они подняли его имя до вершин мировой славы.

Руссо горячо призывал к борьбе с отжившими порядками во имя счастья и свободы простых людей. Но как устранить существующее противоречие между естественными потребностями человека и общественными условиями их удовлетворения? Каким же должно быть будущее свободное общество? На эти вопросы Руссо дал яркий ответ в работе «Общественный договор». Это произведение оказало огромное влияние на взгляды выдающихся деятелей французской буржуазной революции 1789 года.

В «Общественном договоре» развивается идея народовластия. В новом государстве, созданном революционной энергией народа, все правительственные учреждения будут подчинены народному собранию, а воля каждого гражданина — государственным законам, выражающим интересы всех. Народная власть, по Руссо, создается путем общей договоренности, откуда и название книги. Что касается частной собственности, то, хотя она явилась причиной общественного неравенства, Руссо не отменяет ее. Он лишь требует ограничить ее размеры, считая, что каждый может быть собственником того, что приобрел личным трудом.

Жан Жак Руссо о воспитании

Одним из действенных средств возрождения общества Руссо считал воспитание . Педагогические высказывания составляют важную часть его идейного наследства. В известном его романе «Эмиль, или О воспитании» и в других произведениях (в частности, в романе «Новая Элоиза», которым зачитывались современники писателя) Руссо доказывал, что люди от рождения обладают добрыми инстинктами, но становятся испорченными в условиях лживой цивилизации. Воспитание должно развить в человеке природные задатки и устранить с его пути всё, что может их извратить.

Глубокая вера Руссо в идеальную природу человека сделала его защитником права детей на счастливую жизнь. Он выступил с решительным протестом против феодального воспитания, основанного на насилии над ребенком, когда «возраст радостей и счастья проводится в слезах, наказаниях, в рабстве и под постоянными угрозами». В противовес этому он требовал любви к детям, предоставления им условий для свободного развития, воспитания их в естественной обстановке, поближе к природе.

Педагогика Ж. Ж. Руссо. Мысли и идеи Руссо как педагога

Большая заслуга Руссо перед педагогикой — открытие им «естественных ступеней» в развитии ребенка:

Руссо был одним из немногих педагогов, уделявших серьезное внимание половому воспитанию . «Для каждого обучения, — подчеркивал он, — есть свое время, которое нужно знать, и свои опасности, которых нужно избегать» . В отношении младших детей он советовал руководствоваться таким правилом: «Когда их любопытство по поводу чего-нибудь преждевременно или ни к чему- вы можете спокойно наложить молчание на их уста». Другое дело — законный интерес к вопросам пола со стороны юноши. «Когда он достигнет 16-летнего возраста, не стесняйтесь посвятить его во все эти опасные тайны, которые вы так долго и тщательно скрывали от него». Просвещение юноши на этот счет должно быть точным и серьезным, необходимо раскрыть истинную суть человеческих отношений в этой области.

«Конечно, должна быть поведана строгая правда, я в то же время вы должны дать понять, что это одно из наиболее серьезных и священных в отношениях людей».

Но как бы ни был естествен интерес молодого человека к этой стороне жизни, нельзя допускать, чтобы он поглотил все его помыслы и горячил его воображение. Надо стремиться заполнить его дни серьезными занятиями, большими и полезными увлечениями, практической деятельностью и физической работой. Больше всего следует избегать праздного препровождения времени, беспорядочного чтения, сидячей и изнеженной жизни, компании молодых бездельников».

В юношеском возрасте более чем когда-либо важны искренние и задушевные отношения между воспитателем и воспитанником. Они облегчают переживания воспитанника, когда он хочет поведать своему старшему и опытному другу о возникшем у него чувстве первой юношеской любви. Руссо советует самым серьезным образом отнестись к такому признанию. «Вы должны, — обращается он к воспитателю, — нарисовать в его уме идеал девичества и женственности и помочь ему полюбить так, чтобы сама чистота и поэзия его чувств стала лучшим воспитателем его как мужчины».

Вклад в педагогику

Несмотря на противоречивость и ошибочность ряда положений, педагогическое учение Руссо сыграло выдающуюся прогрессивную роль в развитии теории и практики воспитания, внесло существенный вклад в педагогику . Его произведения полны горячей любви к простым труженикам и проникнуты глубокой верой в их способность создать новое, свободное общество. В них воспевается гуманное отношение к детям, выдвигаются творческие методы их воспитания и обучения. Руссо ненавидел тунеядство и был горячим поборником трудового воспитания. Его педагогические идеи , как и всё социально-политическое учение, пользовались огромной популярностью во Франции в эпоху революции, а затем получили и мировое признание. Они широко были известны в России и вызывали горячую симпатию со стороны ее выдающихся представителей.

Н. К. Крупская, высоко ценившая демократическое учение Руссо, отмечала, что во время расцвета капиталистического строя буржуазные идеологи превозносили Руссо, а современная буржуазия относится к нему неприязненно и свысока, третирует его идеи, называя их несбыточными. Советским людям Руссо был дорог своим пламенным демократизмом, оптимистической верой в способность трудящихся создать новое общество, в котором будут процветать истинная свобода, равенство и братство.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Творчество Жан-Жака Руссо

Материал «увели» с сайта http://сайт/

Жан-Жак Руссо на своем жизненном пути перепробовал множество различных занятий. Ему довелось быть гравером, переписчиком нот, секретарем и домашним учителем.

Систематического образования он не получил, поскольку в молодости постоянно странствовал по Италии, Франции и Швейцарии. Оказавшись в Париже, завязал знакомство с Д’Аламбером, Гольбахом, и другими просветителями. По приглашению Дидро, сотрудничал в « ».

Руссо являет собой любопытный пример человека, который всю жизни занимался самообразованием и познанием человеческой природы.

Широкую известность ему принесли его «Рассуждения о науках и искусствах» (1749-1750 гг.). В них дал отрицательный ответ на вопрос Дижонской Академии: способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов. Он утверждал, что уход человека от естественного состояния принес ему громадный нравственный ущерб. Мол, общественный уклад находится в несоответствии с природой человека, который рождается добрым, счастливым и свободным.

Слава оригинального мыслителя пришла к нему после публикации «Рассуждения о происхождении неравенства между людьми» (Это была очередная конкурсная тема Дижонской Академии). Руссо утверждает, что человек создан природой на началах удивительной гармонии, но разрушает эту гармонию и приносит ему несчастья.

В 1762 году выходит в свет его «Общественный договор». Выводится теории о том, что развитие цивилизации приводит к социальному неравенству. Феодальному обществу Руссо противопоставляет некое «идиалогическое общество», где люди были равны, но ради сохранения своей трудовой собственности они заключили «общественный договор», по которому передавали некоторые свои права или же выбирали власти, обязанные служить народу. А теперь правитель (король) злоупотребляет оказанным ему доверием. Руссо утверждает, что власть, не отвечающая интересам народа, незаконна.

Его произведения « » (1756-1762 гг.) и «Эмиль или о воспитании» представляют собой творческий взлет или венец творений Руссо. Эти труды возвещают о неизбежной и близкой гибели феодального абсолютистского режима.

Жан-Жак Руссо — французский мыслитель, яркая фигура французского сентиментализма, просветитель, писатель, музыковед, композитор — родился 28 июня 1712 г. в швейцарской Женеве, хотя по происхождению был французом. Мать Жан-Жака скончалась после родов. В 1723-1724 гг. мальчик был воспитанником протестантского пансиона Ламберсье поблизости с французской границей. Какое-то время являлся учеником нотариуса, чуть позднее — гравера. Не приемля манеры обращения с собой, в марте 1728 г., будучи 16-летним подростком, уехал из родного города.

В этот период в его жизни появилась госпожа де Варан, молодая обеспеченная вдова-аристократка, стараниями которой Руссо был отправлен в Туринский монастырь, где стал католиком и из-за этого утратил женевское гражданство. В 1730 г. Руссо продолжил странствие по стране, но в 1732 г. возвратился к покровительнице, на этот раз в роли любовника. Их отношения, длившиеся до 1739 г., стали для него пропуском в другой мир, который ранее был ему не доступен.

В 1740 г. стараниями покровительницы он стал гувернером известного судьи из Лиона, и это знакомство сослужило добрую службу при отъезде в столицу. В 1743-1744 гг. Руссо работал секретарем при французском посольстве в Венеции, но возвратился в Париж, где в 1745 г. состоялось его знакомство с Терезой Левассер, которая стала его спутницей жизни, матерью их пятерых детей. Все они росли в воспитательном доме, т.к. Руссо-отец считал, что не может сам их воспитывать. К этому же периоду его биографии относится и знакомство с Д. Дидро .

В 1749 г. Ж.-Ж. Руссо случайно попалось газетное объявление: Дижонская академия объявила о конкурсе на лучшую работу по теме «Содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов». Именно Руссо стал обладателем премии, и это событие ознаменовало начало самого плодотворного десятилетия в его деятельности. В том же году Руссо был привлечен к совместной работе над «Энциклопедией». Всего он написал для нее 390 статей, в большинстве своем музыковедческих.

В 1750 г. увидел свет трактат под названием «Рассуждение о науках и искусствах». Озвученные в нем идеи противопоставления цивилизованного общества естественному состоянию получили развитие в трактате «Рассуждения о начале и основании неравенства между людьми» (1755). В 50-ых гг. Руссо все больше и больше отдалялся от любезно принимавших его столичных литературных салонов. В 1754 г., съездив в Женеву, он снова обратился в кальвинистскую веру, вернул себе права гражданина.

Возвратившись во Францию, на протяжении 1756-1762 гг. Руссо вел уединенный образ жизни, поселившись в пригороде Парижа. Написанный в 1762 г. роман «Эмиль» и политический трактат «Об общественном договоре» вынудили их автора покинуть Францию во избежание ареста. Его произведения были сожжены не только в Париже, но и в Женеве. Убежище он нашел в принадлежавшем прусскому королю княжестве Невшательском.

В 1770 г. он возвратился во Францию, поселился в столице и занимался переписыванием нот. Его никто не преследовал, однако писатель испытывал постоянное беспокойство, связанное с мерещащимися ему заговорами. Летом 1777 г. друзья Руссо всерьез обеспокоились его здоровьем. Весной следующего года писателя поселили в поместье маркиза Джирардена Эрменовиле, где 2 июля Жан-Жак Руссо скоропостижно скончался. В 1794 г. его останки перенесли в Пантеон.

Система взглядов Руссо, его критическое отношение к цивилизации, городской культуре, возвеличивание естественности и природы, приоритет сердца над разумом во многом повлияли на литературу и философскую мысль разных стран. Он был одним из первых, кто указал на обратную сторону цивилизации. Его радикальные взгляды по отношению к социальному развитию стали питательной средой для Великой Французской революции, послужили ее идеологической основой. Творческое наследие Руссо представлено большим количеством прозаических сочинений, поэм, комедий, стихов. Ему же принадлежит авторство первой национальной комической оперы — «Сельский колдун».

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Жана-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо – французский писатель и философ.

Детство

Жан-Жак родился в 1712 году 28 июня в Женеве (Швейцария) в семье Сюзанны Бернар, наследницы местного пастора, и Исаака Руссо, умелого часовщика и преподавателя танцев. К сожалению, своей матери Жан-Жак так и не узнал. Она поплатилась своей собственной жизнью ради жизни мальчика.

Исаак очень тяжело переживал утрату супруги, однако на его отношении к маленькому сыну это никак не сказалось. Он горячо любил мальчика и старался воспитать его в лучших традициях. Уже в семилетнем возрасте Жан-Жак свободно владел чтением. Он обожал читать вместе с отцом жизнеописания древнегреческого философа Плутарха и роман Оноре д»Юрфе «Астрея».

Когда Жан-Жак был еще ребенком, его отцу пришлось покинуть родной дом и перебраться в близлежащий кантон. Исаак был очень напуган, так как на одного и его сограждан было совершено вооруженное нападение, и решил, что самое верное решение в подобной ситуации – как можно скорее скрыться. Вскоре Исаак встретил хорошую женщину и женился на ней.

Когда отец уехал, воспитанием Жан-Жака занялся его родной дядя по материнской линии. В период 1723-1724 годов мальчик учился в протестантском пансионе Ламберсье, после чего стал учеником нотариуса, а еще чуть позже – учеником гравера. С ранних лет приученный к чтению, Жан-Жак не раз получал нагоняй от своих наставников за то, что вместо работы тот сидит за книжками. Устав от постоянных гонений и запретов, весной 1728 года Жан-Жак принял решение покинуть Женеву. На тот момент ему было всего лишь шестнадцать лет.

Юность

Покинув Женеву, Жан-Жак направился в Савойю. Поступить именно так ему подсказал один священник. Он дал Руссо письмо, адресованное некой Франсуазе Луизе де Варан, и велел отправляться к ней. Франсуаза, познакомившись в Жан-Жаком, предложила ему принять католицизм и отправила его в монастырь в Турине. Проведя четыре месяца в стенах монастыря, Жан-Жак вышел на свободу убежденным католиком.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После принятия католицизма Руссо устроился лакеем в один приличный дом семьи аристократов. Чуть позже он снова появился на пороге госпожи де Варан, которая с радостью оставила сообразительного юношу у себя. Женщина учила его красиво писать, способствовала обогащению его словарного запаса, давала ему дельные советы о том, как нужно вести себя в приличном обществе. Через некоторое время Франсуаза Луиза определила Руссо в семинарию. Затем она приложила все силы для того, чтобы юноша стал учеником органиста. Но Жану-Жаку не очень понравилась такая жизнь и вскоре он ушел от органиста. Он хотел было отправиться вновь к де Варан, но та уже успела перебраться в Париж.

После этого целых два года Жан-Жак Руссо бессмысленно скитался по Швейцарии. Денег совершенно не было, его одолевали голод и нужда. Ему приходилось коротать ночи под открытым небом, однако особенной скорби по этому поводу не испытывал. Ему всегда очень нравилась природа.

В 1732 году Жан-Жак все же нашел Франсуазу Луизу де Варан. Несмотря на то, что в тот момент у женщины была уже другая «игрушка» (швейцарец Ане), Руссо не пренебрег шансом вновь обрести крышу над головой и остался в доме Франсуазы. Там он остался вплоть до 1737 года, после чего де Варан отправила его в Монпелье на лечение. Когда он вернулся, его заботливая подруга уже жила недалеко от Шамбери с новым юнцом (Ане скончался задолго до этого). Жан-Жак в очередной раз стал третьим в этом странном, но все же дружном семействе.

Рабочие тяготы

Очень скоро Руссо почувствовал, что в его искусственно созданной семье не так уж все и гладко. Все чаще он стал ощущать, что мешает своим присутствием окружающим. Его одолела депрессия, затянувшаяся на долгие два года. В один прекрасный момент Жан-Жак понял, что дальше так продолжаться просто не может. Он обязан найти работу и стать самостоятельным.

В 1740 году Руссо стал домашним наставником в одном семействе из Лиона. Правда, долго он на новом месте не продержался. Жан-Жак оказался совершенно неприспособленным к жизни – он не умел общаться с детьми, нередко позволял себе выпивать, флиртовал с девушками в доме.

После этого Руссо удалось получить должность домашнего секретаря графа Монтегю, французского посла в Венеции. Но и здесь все пошло наперекосяк – граф воспринимал Жана-Жака как прислугу, помощника, а Руссо воображал себя успешным дипломатом, стал зазнаваться и перестал следить за субординацией. В результате граф Монтегю выставил непослушного секретаря за дверь, так и не выплатив жалования. Жан-Жак, кстати, в долгу за свою оскорбленную честь не остался. Прибыв в Париж, он немедленно подал жалобу на недобросовестного работодателя, которая была быстро рассмотрена и удовлетворена.

Творчество

После долгой вереницы неудач Жану-Жаку наконец-то удалось устроиться секретарем у откупщика Франкеля. Дом Франкеля почти каждый день собирал самых модных в то время писателей и публицистов. Руссо почувствовал себя в своей тарелке. Он начал ставить домашние комедии, которые пользовались у публики (пусть и немногочисленной) определенным успехом.

В 1749 году Жан-Жак Руссо, почитывая газеты, неожиданно осознал одну очень простую вещь. Он вдруг понял, что культура – это ложь, просвещение – это вред. Он как можно скорее поделился своим открытием с товарищами и моментально стал популярным. Обличив всех творцов разом (художников, писателей, танцоров, певцов, скульпторов и прочих), Жан-Жак каким-то образом смог стать их предводителем. Так начался самый продуктивный за всю жизнь Руссо период его творчества – его стихотворения, поэмы, статьи, романы и даже оперы общество жадно принимало и требовало еще. Это был настоящий звездный час Руссо, его эпоха, его время.

Жан-Жак очень круто поменял свой образ жизни: на смену модному костюму пришли грубые одежды из просто сукна, изящная речь стала изобиловать ругательствами, а перспективное место секретаря у Франкеля писатель решил заменить скромным трудом переписчика нот. Со временем его личность становилась все более загадочной – друзей он постепенно растерял, появляться на публике не любил. Однако, несмотря на это, он до конца своих дней оставался настоящим революционером, противником общего строя, ненавистником прогресса.

Личная жизнь

В середине 40-х годов, когда Жан-Жак был еще бедным, никому не известным молодым человеком, в его жизни появилась Тереза Левассер – молодая крестьянка, не отличавшаяся ни блестящим умом, ни привлекательной внешностью. Особенных чувств Жан-Жак к ней никогда не испытывал. Правда, отсутствие любви не помешало Руссо и Терезе родить пятерых детей. Все дети были впоследствии отданы в воспитательный дом. Сам Руссо оправдывал свой низкий поступок тем, что у него просто не было денег на то, чтобы поднять на ноги пятерых отпрысков.

Все дети были рождены вне брака. Жан-Жак и Тереза обвенчались лишь спустя двадцать лет после знакомства.

Закат

Каждое произведение Жана-Жака было насквозь пропитано его философией, его бунтарской и неприглядной для общества философией. В 1762 году писатель был вынужден убраться из Франции, так как ему грозил арест за вызвавший бурю эмоций трактат «Об общественном договоре» и за антицерковный роман «Эмиль, или О воспитании». В Париж он вернулся только в 1770 году. К этому моменту разум Руссо был уже сильно помутнен – повсюду ему виделись злодеи и недоброжелатели, он был уверен, что вокруг него плетутся заговоры и интриги.

Последние пару месяцев своей жизни Жан-Жак Руссо провел на севере Франции в Шато де Эрменонвиль в загородной резиденции своего товарища маркиза де Жирардена. Маркиз де Жирарден самостоятельно принял решение позаботиться о друге, так его психическое здоровье стало не на шутку пугать его.

2 июля 1778 года Жан-Жак Руссо скончался на руках своей верной спутницы Тереза. Его тело было похоронено в парке на территории резиденции маркиза де Жирардена (Руссо за пару дней до гибели сам попросил старинного друга закопать его именно там – видимо, он чувствовал приближение смерти).

В 1794 году останки Жана-Жака Руссо были перенесены в Пантеон. В середине 1810-х годов два неизвестных фанатика выкрали останки Руссо и уничтожили их, бросив в яму с известью.

РУССО, ЖАН-ЖАК (Rousseau, Jean-Jacques) (1712–1778), французский философ, писатель, композитор. Родился 28 июня 1712 в Женеве. Мужчины в семействе Руссо были часовщиками, семья принадлежала к зажиточным гражданам. Мать умерла родами, отец оставил Жан-Жака, когда тому было десять лет, и стараниями своего дяди Бернара мальчик был отдан под опеку пастора Босси. В 1725, после испытательного срока в конторе нотариуса он стал учеником гравера. В 1728 бежал от мастера и по протекции молодой новообращенной католички г-жи де Варанс определился в семинарию в Турине, был обращен и несколько недель спустя стал слугой в доме г-жи де Верселис. После ее смерти, когда производили опись имущества, Руссо украл маленькую ленту и, уличенный, заявил, что лента досталась ему в подарок от горничной. Наказания не последовало, но позже он признавался, что проступок был первой побудительной причиной приняться за Исповедь (Confessions ). Побыв лакеем в другом аристократическом доме и не соблазнившись возможностью добиться повышения, Жан-Жак вернулся к г-же де Варанс, которая поместила его в семинарию для подготовки к духовному званию, однако он больше интересовался музыкой и был изгнан из семинарии уже через два месяца. Органист собора взял его к себе учеником. Через полгода Руссо сбежал и от него, сменил имя и странствовал, выдавая себя за француза-музыканта. В Лозанне он устроил концерт из собственных композиций и был осмеян, после чего жил в Невшателе, где обзавелся несколькими учениками. В 1742 уехал в Париж с багажом, состоявшим из изобретенной им нотной системы, пьесы, нескольких стихотворений и рекомедательного письма от настоятеля кафедрального собора в Лионе.

Его нотная система не вызвала интереса. Пьесу не хотел ставить ни один театр . Деньги уже кончались, когда некий сердобольный иезуит ввел его в дома влиятельных дам, с состраданием выслушавших стихи о перенесенных им бедствиях и пригласивших приходить к обеду всякий раз, как ему вздумается. Он свел знакомство со многими видными деятелями, писателями, учеными, музыкантами, включая блестящего юного Д.Дидро , будущего главу Энциклопедии , который вскоре сделался его близким другом. В 1743 Руссо стал секретарем французского посланника в Венеции, уволившего его уже на следующий год. Вернувшись в Париж, он пылал возмущением против аристократов, не пожелавших за него вступиться. Сцены из его оперы Влюбленные музы (Les Muses galantes ) с успехом ставились в салоне г-жи де Лапуплиньер, жены сборщика налогов. Примерно в эту пору у него появилась любовница – служанка Тереза Левассер, которая, по его признанию, родила пятерых детей (1746–1754), отданных в воспитательный дом.

В 1750 Рассуждение о науках и искусствах (Discours sur les arts et les sciences ) принесло ему премию Дижонской академии и нежданную славу. В трактате утверждалось, что повсюду цивилизация привела к моральному и физическому вырождению людей, и только народы, сохранившие свою первозданную простоту (Руссо не приводил примеров), остались добродетельными и сильными; далее было сказано, что плодами прогресса всегда оказываются нравственная порча и военная слабость. Это радикальное осуждение прогресса при всей своей парадоксальности не являлось чем-то новым, однако внове были стиль Жан-Жака и его тон, вызвавшие, по свидетельству современника, «почти всеобщий ужас».

Дабы жить в согласии со своими принципами, он выработал программу «независимости и бедности», отказался от предложенной ему должности кассира в финансовом ведомстве и переписывал ноты по десять сантимов за страницу. К нему валили толпы посетителей. Он отказывался от всех (или почти от всех) подношений. Его комическая опера Деревенский колдун (Le Devin du village ) была исполнена в Фонтенбло в присутствии короля, и на следующий день ему надлежало появиться при дворе. Хотя это означало, что ему будет назначено содержание, он не пошел на аудиенцию. В 1752 была представлена пьеса Нарцисс (Narcisse ), с треском провалившаяся. Когда Дижонская академия предложила в качестве конкурсной темы «происхождение неравенства», он написал Рассуждение о неравенстве (Discours sur l»inégalité , 1753), где самым счастливым периодом за всю историю человечества вплоть до современных общественных форм были названы первобытные времена. Все свершившееся после племенной стадии подвергалось осуждению за то, что укоренилась частная собственность и большинство обитателей Земли стали ее рабами. Нередко высказывая фантастические суждения о прошлом, Жан-Жак хорошо знал, каковы условия настоящего. Он раскрыл сокровенную сущность деградирующего общественного устройства, которая заключена в противоречии между «жизнью большинства, протекающей в бесправии и нищете, тогда как горстка власть имущих находится на вершине славы и богатства». Последовали ответы несогласных, и в завязавшейся дискуссии Жан-Жак продемонстрировал качества великолепного полемиста.

Посетив Женеву и вновь сделавшись протестантом, Руссо принял в дар от г-жи д»Эпине, с которой познакомился несколькими годами ранее, домик в долине Монморанси – «Эрмитаж». Безответная любовь к ее свояченице г-же д»Удето, а также ссоры между г-жой д»Эпине и Дидро заставили Руссо отказаться от мечты об уединении; в декабре 1757 он перебрался на близлежащую полуразрушенную ферму Монлуи. Его Письмо Даламберу о театральных представлениях (Lettre à d»Alembert sur les spectacles , 1758), в котором с осуждением говорилось о попытках Вольтера устроить театр в Женеве, а спектакли назывались школой аморальности как личной, так и общественной, вызвало со стороны Вольтера стойкую неприязнь к Руссо. В 1761 была напечатана Юлия, или Новая Элоиза (Julie,ou la Nouvelle Héloïse ), в 1762 – Общественный договор (Le Contrat social ) и Эмиль, или О воспитании (Émile, ou de l»Education ).

Развиваемая в Эмиле деистическая доктрина навлекла на Руссо гнев католической церкви, а правительство распорядилось (11 июня 1762) арестовать автора. Руссо бежал в Иверден (Берн), затем в Мотье (находился под властью Пруссии). Женева лишила его прав своего гражданина. Появившиеся в 1764 Письма с горы (Lettres de la montagne ) ожесточили либерально настроенных протестантов. Руссо уехал в Англию, в мае 1767 вернулся во Францию и после скитаний по многим городам в 1770 объявился в Париже с законченной рукописью Исповеди , которая должна была поведать потомкам истину о нем самом и о его врагах. В 1776 были закончены Диалоги: Руссо судит Жан-Жака (Dialogues Rousseau juge de Jean-Jaques ) и начата самая захватывающая его книга Прогулки одинокого мечтателя (Rêveries du promeneur solitaire ). В мае 1778 Руссо уединился в Эрменонвиле, в коттедже, предложенном ему маркизом де Жирарденом, и умер там от апоплексического удара 2 июля 1778.

Наследие Руссо необычайно по своему разнообразию и по степени оказанного им влияния, хотя его воздействие в немалой степени определялось неверным восприятием или же тем обстоятельством, что идеи, характерные для одного произведения, считали представляющими его учение в целом. Как просветители, так и немецкие авторы, принадлежавшие к движению «Буря и натиск», приняли его бунт против условностей и поверхностных суждений за неприятие цивилизации и законности как таковых. «Благородный дикарь», нигде у Руссо не упомянутый (и, разумеется, не превозносимый), долгое время ошибочно считался воплощением его идеала. С другой стороны, его Общественный договор было принято трактовать как предвосхищение идеологии тоталитарных режимов. Но Руссо как апологет тоталитаризма – такой же миф, что и Руссо-пропагандист опрощения. Сам он неизменно подчеркивал единство своей доктрины: человек, который по природе добр, должен познать эту природу и довериться ей. Подобное невозможно в обществе, где верховное значение придают рациональности и умственным выкладкам. Ранние трактаты Руссо при всех их крайностях и бросающейся в глаза односторонности проторяют путь к его зрелым сочинениям. Какие-то проявления неравенства неизбежны, поскольку они естественны, но существует и противоестественное неравенство, например резкие различия в степени благосостояния, и оно должно исчезнуть. Человек вынужден существовать в иерархическом обществе, где добродетелями признают то, что на самом деле является пороком: обходительность, основывающаяся на лжи, презренная забота о своем положении, не знающая удержу жажда обогащения, стремление приумножать собственность. В Эмиле Руссо обрисовывает целую программу, названную им «негативным воспитанием», которая, он убежден, покончит с поклонением ложным богам. Наставник (ясно, что это идеальный портрет самого Руссо) воспитывает Эмиля в уединении, дабы ему не привились пагубные понятия, и обучает по методу, обеспечивающему развитие заложенных в нем способностей. Нет и следа пренебрежения умственным ростом, но, поскольку из всех человеческих дарований интеллект формируется последним, он позже всего остального должен становиться предметом внимания и забот воспитателя. Глупо, занимаясь с ребенком, даже касаться моральных или религиозных вопросов, ведь это значило бы обращаться с учеником как со взрослым человеком. Таким образом, вовсе не являясь приверженцем иррациональности, Руссо настаивает на том, что развитию интеллекта необходимо уделить должное внимание, но лишь на той стадии, когда это может иметь смысл. Пока ребенок растет, не следует позволять ему механически затверживать непонятные вещи; он должен из опыта постигать то, что способен понять. Руссо настойчиво говорит о том, что у ребенка велика жажда самовыражения. Религиозное воспитание необходимо начинать на поздней стадии, когда ребенку уже открылись чудеса вселенной. Такое воспитание не должно становиться заучиванием догм и ритуалов, но призвано привить ребенку естественную религиозность, которую мог бы признать и уважающий себя взрослый человек. Одно из самых прославленных мест в Эмиле – страстный деистский трактат, известный под названием Исповедь савойского викария ; он больше других сочинений Руссо нравился Вольтеру , а Робеспьер впоследствии основывал на этом трактате свою «религию добродетели».

Эмиль не касается политики, однако эта книга незаменима для понимания политической теории Руссо: Эмиль – человек, призванный существовать в правильно устроенном обществе, описанном Руссо в Общественном договоре . Ни прославления индивидуализма, ни апофеоза коллективизма в этом трактате нет. Основная его мысль заключается в том, что личность должна обладать самостоятельностью, устанавливая законы, соответствующие ее устремлениям. Руссо утверждал, что общественный договор заключают зрелые годами граждане, которые готовы возложить на себя бремя гражданских обязанностей. Этот договор воплощает знаменитый парадокс Руссо: вступая в общество, человек утрачивает все свои права, однако в действительности он ничего не теряет. Предложенное Руссо решение состоит в том, что человек должен выступать и как субъект, и как создатель законов. Тем самым он на поверку подчиняется лишь себе самому.

Руссо неизменно выступает как демократ: разумным и правильным является лишь такое общество, все члены которого участвуют в создании законов, т.е. обладают важнейшим из прав. Прямые формы демократического устройства Руссо предпочитал принципу представительного правления, подобного английскому, однако его писания, посвященные Польше и Корсике, показывают, что он отдавал себе отчет в необходимости разных политических институтов для разных типов общества. Совершенно ясно, что общество, как его представлял себе Руссо, способно функционировать только при том условии, что граждане, являющиеся и законодателями, осознают и принимают свои гражданские обязанности. Общество истинных граждан выражает истинные общественные интересы, выражая «общую волю» этих граждан. Вопреки бытующему мнению, Руссо не хотел всемогущего государства, видя в государстве только инструмент для осуществления целей коллектива людей. Так, по убеждению Руссо, могло бы быть окончательно разрешено противоречие между свободой и властью.

При том что Руссо не проповедовал опрощения, а законы превозносил как великую силу воспитания, некоторые из наиболее читаемых его произведений действительно прославляют простые добродетели, жизнь среди природы и живописные естественные ландшафты. Новая Элоиза – любовный роман, где грех искупается самоотречением героев, и эта история, растянувшаяся на много страниц, изобилует пленительными описаниями прогулок на природе, сельских праздников, простой пищи и питья. В своем романе, как и в некоторых более мелких произведениях, Руссо восхваляет нравственную красоту простой жизни и непритворную добродетель. Общество, приверженное этикету и искусственности, хотя и уставшее от них, восприняло книги Руссо как откровение.

Знаменитые автобиографические сочинения Руссо зовут человека познать свою собственную природу. Исповедь содержит глубокий анализ душевных побуждений Руссо и описание, не во всем достоверное, его злоключений. Чувствительность Руссо, его тщеславие под маской самоуничижения, его мазохизм, явившийся причиной целой серии травмирующих любовных эпизодов, – все это явлено читателю с почти беспримерной доверительностью, непосредственностью и болезненной проницательностью. Довольно тривиальны восторги перед тонкой душевной организацией Руссо, оказывающегося в этом смысле предтечей романтического века, но бесспорно, что немецкие и английские романтики были его фанатичными почитателями. Вместе с тем это была душевная организация, достаточно характерная для эпохи Просвещения, представленной, среди прочих, Дидро, и она вызывала восхищенный отклик у таких чуждых романтизму людей, как Кант, а также и у таких поборников всего класического, как Гёте.

Романтическое переживание мира составляет часть философии Руссо, однако его мысль носит более всеобъемлющий характер. Он повсюду напоминает, что человек по природе добр, но развращен установлениями общества, и что он всегда ищет более высокого самосознания, которое обретет лишь в кругу свободных людей и посредством разумной религиозности. Совокупный комплекс идей, выраженных в творчестве Руссо, т.н. «руссоизм», повлиял на развитие европейской мысли и литературы второй половины 18 – первой трети 19 в. (соответственно сентиментализм, предромантизм, романтизм).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *