Их всегда четверо. Неразлучные Всадники Апокалипсиса. Чума — Война — Голод — Смерть . Их часто считают слугами Дьявола, потому, что их имена и миссию трудно соотнести с Божественным началом. Однако не все так однозначно.
Всадники Апокалипсиса появляются в шестой главе последней из книг Нового Завета. Карающая сила, которую призывает Бог, в наказание человечества за грехи. Являясь злом, они призываются для наведения порядка в мире — палачи у трона Божия. В них символично все — имена, масти их коней, события, которые происходят с их появлением. Согласно Откровения Иоанна Богослова, Четыре всадника — это четыре первых печати из семи печатей книги Откровения. Всадники всегда появляются строго друг за другом, каждый с открытием очередной печати, и выполняют возложенную на них миссию сеять святой хаос и разрушение в мире.
Содержание
Кто такие четыре Всадники Апокалипсиса?
На этот счет нет единого мнения. Зло, во имя Добра?
Первый всадник — Чума
Первый всадник — Чума, изображается на белом коне. Белый цвет может олицетворять как праведность, так и лжеправедность, и имя всадника никак не вызывает ассоциаций с чем-то праведным и чистым, как и то, что сомнительно наличие одного всадника добра рядом с тремя всадниками зла. Как ни крути, а Война, Голод и Смерть никак не вызывают добрых ассоциаций. Да и Чума не располагает к рефлексии.
Второй всадник — Война
Второй — Война, всегда на рыжем (красном) коне. Красный цвет всегда ассоциируется с пламенем, кровью, страстью, яростью. Война, приходя в мир людей, вершит суд именем Бога, используя войну и напасть как испытание для верных. С мечом в руке он несет истину и просветление людям, через боль и кровь. Есть мнение, что красный цвет коня — это кровь мучеников, погибших во славу Бога.
Третий всадник — Голод
Третий — Голод, восседает на вороном коне. Голод, как и предыдущие два всадника, олицетворяет собой напасти и лишения, Божьей волей обрушенные на людей с целью наказать провинившихся и испытать на прочность верующих. Неслучайно это единственный всадник, способный говорить, и при появлении он вещает о грядущем дефиците зерна, который сулит людям голодную смерть, а, соответственно повышении цен на зерно, при этом цена на вино и елей остается неизменной. Как ни странно, виноград, вино и елей используются верующими христианами для причастия, и они остаются доступными. Масть его коня — вороная, цвет смерти, скорби, траура.
Четвертый всадник — Смерть
Четвертый — Смерть, на сером (бледном) коне. Это единственный всадник, за именем которого может стоять Ад. Он напрямую связан с миром мертвых и ему дана власть забирать жизни людей. В нем воплощен гнев Божий за безвинно погибших верующих, и Четвертый Всадник посылается в отмщение за грешников. В разных источниках он изображается по-разному. В одних он — скелет на коне с мечом или косой в руке, в других — невероятно красивый мужчина, способный через поцелуй выпить душу человека. В любом случае, Смерть — есть смерть.
Как видно, даже при ближайшем рассмотрении нельзя точно сказать кто они, Всадники Апокалипсиса — карающая рука Бога, или приспешники Сатаны. Зло во благо очищения рядов человеческих от нечистых душой и на руку людей, или коса, которая косит всех без разбора для пополнения легионов Ада. Возможно поэтому в литературе Четырех Всадников Апокалипсиса часто описывают как слуг Дьявола, несмотря на то, что в христианской литературе они — слуги Господа. Есть повод задуматься, а не посланы ли все творящиеся сейчас в мире испытания, как наказание Бога провинившихся людей?
4 всадника Апокалипсиса имена имеют не простые, порою неоднозначные, и устрашающие для простых смертных, но прежде того, как мы приступим к их разбору, давайте обратимся к самому «Апокалипсису».
Что же такое Апокалипсис?
Сегодня слово «апокалипсис» часто в быту употребляется в общем значении какой-то глобальной катастрофы или конца света, но этимологически (в пер. с гр. — откровение) восходит к «Откровению Иисуса Христа, или » — замыкающему Новый Завет и содержащему пророческие видения о конце света. Этот древний памятник раннехристианской литературы был написан в конце І столетия на острове Патмос Иоанном Евангелистом (Богословом).
Автор «Апокалипсиса» пользуется символами и аллегориями, поэтому «Откровение» — самая сложная для интерпретации книга Святого Писания. Символы отображают общие понятия, а не частности, аллегорические образы вне времени и носят общечеловеческий характер. Поэтому «Откровение», созданное в I столетии, актуально для нынешнего и грядущего поколений.
Всадники появляются в 6-й главе «Апокалипсиса» последовательно, один за другим, после открытия Агнцем первых 4-х из семи печатей книги Божественного Откровения и сопровождаются восклицаниями тетраморфных существ: «Ступай и смотри». Всадники Апокалипсиса — это своеобразные «патрули», опричники небес, призванные Богом и наделенные им силой вершить правосудие над нерадивым человечеством, принося на Землю разруху, муки и страдания.
В действительности, в самом «Откровении» четко прописано имя только одного из всадников — 4-го: «имя ему — Смерть», другие же представлены лишь коротким описанием и упоминанием их миссии на Земле или, как в случае с 3-им всадником, голосовым комментарием одного из тетраморфных существ. Варианты имен этих всадников, согласно их характеристикам, были даны последующими интерпретаторами «Апокалипсиса». В их толкованиях 4 всадника апокалипсиса чаще всего носят следующие имена:
Итак, первым в «Апокалипсисе» появляется всадник на белой лошади с победным венцом на голове и луком в руках. Его миссия — побеждать. Интерпретаторы по поводу этого образа кардинально расходятся во мнениях. По одной из версий, он символизирует зло и лжепророчества Антихриста, по второй — наоборот, свет и Иисуса Христа. Соответственно, и цвет его лошади — белый — олицетворяет псевдоправедность или праведность. Такое отличие во взглядах толкователей возникло из-за факта появления Христа также на белой лошади в 19-й главе, но большинство исследователей приводят ряд контраргументов не в пользу этой версии и склоняются к выводу, что имя, лучшим образом подходящее этому всаднику, — Завоеватель. По их мнению, лук — это символ милитаристской власти, в частности, символ завоевания Римской империи парфянами, которые и ассоциировались со всадниками на белых лошадях.
Если 1-й всадник Апокалипсиса олицетворял собой образ завоевателя извне, то миссия 2-го, с огромным мечем в руках (отсыл к словам Спасителя: «Не мир пришел я принесть, но меч»), — «забрать мир на земле, чтобы один другого убивал», то есть обратить деструктивные инстинкты людей против друг друга в братской войне, что проявляется в человеческой истории в форме разнообразных восстаний, революций и гражданских беспорядков. Большинство толкователей сходятся во мнении, что имя этого всадника — Раздор. Некоторые историки связывают этот образ с восстанием и многочисленными жертвами в Британии или бесчинствами в Палестине и немецкими войнами в те исторические времена. Цвет лошади этого всадника — рыжий или огненно-красный — символ огня и пролитой крови.
Всаднику Апокалипсиса, появившемуся в 6-й главе третьим, приписывают имя Голод, он появляется на черном вороном коне и с весами в руках. Что характерно, в «Откровении» прямо не говорится о его миссии, но появление всадника сопровождается следующими словами одного из тетраморфных существ: «Мерка пшеницы за динарий и три мерки ячменя за динарий, оливы и вина не повреди». В этих его словах и атрибуте — весах — толкователи увидели предзнаменование о необходимости делить хлеб в голодные времена, когда цены на зерновые будут слишком высокими, он станет на вес золота. Но и тогда христиане не должны будут трогать елей и вино, используемые в обряде причастия, как символы веры. Некоторые ученые в связи с 3-им всадником проводят аналогии с голодными годами в Палестине и Армении.
Имя 4-го по счету всадника Апокалипсиса упоминается в самом «Откровении» — , едущая верхом на бледной лошади. В писании прямо говорится, что за ней следовал ад. Миссия этого посланца Бога тоже четко определена: «Этому всаднику дана власть над четвертой частью земли — убивать мечем, голодом и мором, и зверьем земным». Бледный цвет лошади, он же пепельный или желтовато-зелёный (встречающийся в разных переводах), ассоциируется с бледностью мертвого тела, трупа. Образ 4-го всадника Апокалипсиса некоторые сторонники исторического трактования Библии связывают с эпидемиями, вспыхнувшими в то время в Эфесе и Азии.
4 всадника Апокалипсиса имена свои получили и в других синонимических вариантах, таких как Война, Брань, Чума, Мор, что, прежде всего, объясняется трудностями перевода.
Четыре всадника Апокалипсиса стали известны миру благодаря Откровению, авторство которого приписывается Иоанну Богослову, одному из 12 святых апостолов. Эта книга стала завершающей частью Нового Завета. В ней описываются картины последнего дня, во время которого Бог явит свой гнев и падут перед ним и цари, и рабы (Откровение 6:16-17).
Апокалипсис изображается как чудовищная глобальная катастрофа, предшествующая Второму пришествию Божьего Сына. Одной из самых страшных и глубоко символичных сцен является выступление неких Четырех всадников. Богословы и ученые до сих пор спорят, что именно изобразил с помощью этих образов автор Откровения.
Белый всадник
Первым после снятия Агнцем одной из 7 печатей выступает всадник, восседающий на белом коне (Откр. 6:2). Сведения об этом персонаже довольно скудны. Иоанн только указывает, что на голове у того венец, а в руках — лук. «Белый» всадник описывается как «победоносный», т. е. явившийся, чтобы наверняка одержать победу.
Ввиду скудости сведений об этом герое его значение и роль в Апокалиптических событиях трактуются очень противоречиво. Римский богослов, епископ Лиона и отец церкви Ириней Лионский (≈130-202 год н. э.) считал, что этот мифический персонаж символизирует самого Иисуса Христа. По этой причине он является в венце и называется победителем. Белый цвет лошади — знак праведности и чистоты.
Ириней трактовал появление Иисуса во главе «процессии» как знак победы христианства. Более распространена точка зрения его противников, многие из которых настаивают на том, что все всадники Апокалипсиса олицетворяют зло и к Иисусу никакого отношения не имеют.
Известный лидер баптистской церкви, пастор Уильям Грэм называет первого всадника Антихристом, царем лжи и раздора. Именно поэтому под ним белый жеребец. Это символ обмана и лжеправедности. Иоанн мог изобразить Антихриста с луком в руках из-за реалий времени, в котором жил сам. В начале I тысячелетия на Римскую империю часто нападали парфянские армии. В их авангарде всегда выступали исключительно умелые конные лучники. Они несли с собой раздор и смерть.
Рыжий всадник
Вторым на очереди в Откровении выступает всадник с огромным мечом, гарцующий на рыжем коне. Иоанн описывает его более определенно. Второй всадник призван уничтожить на земле мир (Откр. 6:4). Очевидно, что этот персонаж символизирует Войну.
Архиепископ Кесарии, Святитель Андрей (VI-VII) считал, что этот всадник также символизирует жертвы христиан-мучеников, сложивших свои головы за веру. Название рыжего окраса коня в некоторых переводах Евангелия звучит как «красный» или «пламенный». Он обозначает пролитую первыми христианами кровь. Также этот цвет ассоциируется с багряными облачениями римских императоров, кровавых тиранов «развратной Римской блудницы».
Черный всадник
О третьем всаднике Иоанн говорит, что тот держит в руке «меру» и восседает на вороном коне (Откр. 6:5). Далее звучит некий голос, назначающий цену за пшеницу и ячмень, но не позволяющий прикасаться к вину и елею (Откр. 6:6). Во времена Иоанна эта «мера» применялась для взвешивания сыпучих продуктов. Ею пользовались торговцы.
То, что такое мерило держит в руках третий всадник, является символом Голода как в буквальном, так и в переносном смысле. Простая пища — пшеница, ячмень — в последние дни на Земле сильно подорожает или будет в недостатке из-за засух. Вино же и елей, которые используются во время христианских богослужений, останутся нетронутыми. Это намек на спасение людей, живучих пищей духовной.
Вороной окрас коня легко объясняется с точки зрения исторического контекста. Он символизирует цвет винограда, который активно выращивали во времена правления Домициана (81-96 гг.). Римляне делали из него много вина, потакая пьянству правящего класса. В то же время земель, где возделывались зерновые культуры, становилось все меньше, а это грозило населению голодом.
Бледный всадник
Последнего всадника, скачущего на бледном коне, автор Откровения называет уже по имени. Это сама Смерть. Она уничтожает людей всеми возможными способами. За этим персонажем следует ад. Интересно, что «бледный» окрас лошади в некоторых переводах с древнегреческого звучит как бледно-зеленый, напоминающий цвет гниющей кожи трупа.
Современные пастыри разных церквей трактуют изображенные в Откровении картины с поправкой на события сегодняшних дней. По их мнению, бледно-зеленый конь символизирует ислам, рыжий (красный) — коммунизм, вороной — капитализм. Венценосный всадник на белом жеребце — христианская вера, которая должна в итоге победить. Этой точки зрения придерживается, к примеру, пастырь церкви Конца времен Ирвин Бакстер.
Мормоны трактуют поочередное явление всадников Апокалипсиса как 4 следующие друг за другом периода. Белый конь — символ эры добра и праведности (4-3 тысячелетие до н. э.). Рыжий — времена греха, войн и гнева Божьего, явившегося на землю в виде Потопа (3-2 тысячелетие до н. э.).
Вороной — эра Авраама, а также преследований, голода и скитаний еврейского народа (2-1 тысячелетие до н. э.). Бледный конь символизирует последнюю эпоху, которая длится до сих пор и закончится концом света («адом» для все заблудших).
11.08.11 Всадники апокалипсиса, описанные в откровении Иоанна Богослова. В данной статье, собраны картины разных художников, разных периодов времени, изображающие 4-х всадников Апокалипсиса, а так же ознакомится с комментариями исследователя В.В.Сорокина , с предположениями о том, какие события подразумеваются под снятием печатей.
Всадник на белом коне
«Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он победоносный, и чтобы победить. »
Первая печать
«Снятие» «первой печати» знаменует появление всадника на белом коне (Откр. 6:1-2). Всадник в Св. Писании служит символом царской власти, земного царства; соответственно, появляющиеся один за другим всадники знаменуют собою смену эпох, имеющих ту или иную духовную наполненность. Белый цвет в Св. Писании — символ чистоты и святости; Христос предстает иногда в виде всадника на белом коне (Откр. 19:11). Все это говорит о том, что «снятие первой печати» будет означать начало эпохи духовного торжества христианства в мире. Из этого вовсе не следует, что Церковь станет в мире господствующей и все станут христианами; также не следует делать выводы о внешнем благополучии в эту эпоху. Речь идет скорее именно о духовном расцвете Церкви, когда сияние Её святости, возможно, снова станет столь же ярким, как в первохристианские времена. Некоторые христианские мистики смешивают это время с тысячелетним Царством Христовым (ср. Откр. 20:4-6), между тем как оно есть, в сущности, не начало его, а завершение, ибо началось это Царство в день крестной смерти Спасителя с воскресением первых святых (Мф. 27:52). Сколько продлится эта эпоха — неизвестно, как неизвестна продолжительность и всех других апокалиптических эпох, и само время Страшного Суда.
Карло Карра Всадники апокалипсиса, 1908. Институт искусств, Чикаго
М.Врубель
Альбрехт Дюрер, Откровение Иоанна Богослова: Четыре Всадника Апокалипсиса, 1497-98, ксилография, Staatliche Kunsthalle, Карлсруэ
Vision of the white horse, The Artist: DE LOUTHERBOURG, Philippe Jacques Date: 1798
Маша Шмакофф. Всадник на белом коне
The Rider on the White Horse by George Frederic Watts
Всадник на рыжем коне
«И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч . »
Вторая печать
«Снятие второй печати» знаменует появление всадника на рыжем коне — символа новой эпохи, эпохи всемирных войн и нестроений (Откр. 6:3-4). Вероятно, мир, в очередной раз отвергнув открывшийся ему свет Христов, погрузится в пучину вселенской смуты, сопровождаемой участившимися стихийными бедствиями. Это, по-видимому, и есть «глады, моры и землетрясения по местам», обещанные Спасителем в конце времен (Мф. 24:7-8). Тогда же, вероятно, начнутся и гонения на Церковь — предвестие антихристова гонения (Мф. 24:9-14). В известном смысле, всякое смутное время в истории являет собою прообраз этой последней смуты, но в конце времен она, по-видимому, должна стать всемирной. Это вовсе не обязательно должна быть, как иногда думают, мировая война; локальные вялотекущие войны могут быть духовно даже более губительны, т.к. мировая война начинается и заканчивается обычно при жизни одного поколения, а т.н. «малые войны» могут тянуться десятилетиями, так, что появляются на свет поколения людей, с самого детства невидевшие в своей жизни ничего, кроме войны и смуты. Но такая вселенская смута, разумеется, не может продолжаться бесконечно.
George Frederic Watts. British, 1817 — 1904. The Rider on the Black Horse
Всадник на вороном коне
«И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. »
Третья печать
После «снятия третьей печати» появляется всадник на вороном коне с мерою в руке (Откр. 6:5-6). Вороной конь противопоставлен белому: если белый цвет — символ облагодатствованности, то черный означает совершенную безблагодатность той эпохи, которую олицетворяет собой всадник с мерой в руке. Очевидно, мир и порядок на земле будет им восстановлен, и править будет всем миром — безблагодатная, антидуховная по своей сути цивилизация охватит всю планету. Весьма вероятно, что на Земле будет тогда лишь один правитель, и режим его правления будет вполне тоталитарным. Разумеется, любой тоталитарный режим несёт в себе нечто от антихриста; но предстоящая эпоха, очевидно, превзойдёт в этом смысле всё достигнутое. Из этого вовсе не следует, что люди будут гибнуть исключительно от террора властей — современная цивилизация даже при вполне демократическом внешне устройстве вполне может подчинить себе человека социально и психологически — «мягкий террор» окружения и «общественного мнения» оказывается порой эффективнее террора государственного. Не исключено, что суперцивилизация последних времен будет использовать оба этих рычага. О совершенной её безблагодатности говорит запрещение прикасаться к хлебу и вину, олицетворяющим в Св. Писании благодать (Откр. 6:5-6). В тексте Апокалипсиса есть также косвенные указания на развитие в последние времена магии и магических средств воздействия на психику человека (Откр. 13:12-15). Такое сочетание техники и магии, возможно, сделает контроль над человеком совершенно тотальным, так что всякий, желающий сохранить духовную независимость, будет оказываться вне общества и, очевидно, преследоваться (Откр. 13:16).
William Blake. Death on a Pale Horse. Cambridge, Fitzwilliam Museum
Всадник на бледном коне
«И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными .»
Четвёртая печать
«Снятие четвёртой печати» означает явление в мир антихриста (Откр. 6:7-8). Конь «бледный», т.е. бесцветный, означает бескачественность наступившей эпохи с точки зрения метаистории: антихрист находится вне Истории как провиденциального процесса; это — воплощение духа тьмы, устремленного в небытие. Не исключено, что внешне антихрист придёт к власти вполне «земным» способом; но в конце концов он непременно проявит свою сатанинскую суть, вероятнее всего, введя некую обязательную для всех квазирелигию, в центре которой будет стоять он сам (Откр. 13:5-8). «Четвертая часть земли» (Откр. 6:8) означает, вероятно, частичную подчиненность природы (через её извращение) власти антихриста (число 4 в каббалистической символике означает стихийные начала; «четвертая часть» обозначает частичную их вовлеченность в антихристов замысел о завоевании власти над миром).
Horseman of death, The
Artist: COLOMBE, Jean
Date: 1485-89
Technique: Illumination
Location: Musйe Condй, Chantilly
Notes: From «Trиs Riches Heures du Duc de Berry»
Виктор Михайлович Васнецов, Воины Апокалипсиса, 1887
Б.Анисфельд. Четыре всадника Апокалипсиса. 1940-е
Арнольд Беклин
Арбо. Валькирии
Тернер Всадник на бледном коне 1825-1830г.
Ashley Wood
Всадники Дениса Мезенцева
Four horsemen of the Apocalypse, The
Artist: CAROLSFELD, Julius Schnorr von
Date: 1851-60
Technique: Engraving
Location:
Notes: From «Bibel in Bildern»
Four horsemen, The
Artist: PLACIDUS, Stephanus Garsia (active 11th cenury)
Date: 11th century
Technique:
Location: Bibliothйque Nationale de France, Paris
Notes: From the «Beatus of Saint-Sever: The Apocalypse of John» of France (Ms. Latin 8878), illuminated in the middle of the 11th century by Stephanus Garsia for Gregorio Montaner, the then abbot of the monastery of Saint-Sever, Gascogny, France
Death on a pale horse
Artist: WEST, Benjamin
Date: 1796
Technique: Oil on canvas
Location: Detroit Institute of Arts
Benjamin West
Death on a Pale Horse
Pen, pencil and wash,
570 x 1120 mm
dated «1783, retouched 1803»
London, Royal Academy of Arts
Пятая печать
«Снятие пятой печати» означает исполнение той меры святости и — одновременно — той меры зла, которая должна исполниться к концу времен (Откр. 6:9-11). Каждый век Церковь являет миру новых святых, число которых все время растет. Очевидно, число их должно особенно возрасти за счет тех, кто примет мученическую кончину во время последнего великого гонения на Церковь (не исключено, что оно начнется ещё до явления в мир антихриста, но при нём наверное усилится).
Шестая печать
«Снятие шестой печати» означает начало преображения мира (Откр. 6:12-17). Изменяется сама физическая природа, и это сопровождается неизбежным катаклизмом. Земля как бы выключается в этот момент из того пространственно-временного континуума, который Бог сотворил в «четвертый день». Наступает великий покой, когда одновременно раскрываются и Небеса, и бездна (Откр. 7:1-2). В этот момент духовный выбор каждого уже сделан, и Господь духовно отделяет Своих святых (Откр. 7:3). Число 144000 (Откр. 7:4), разумеется, символическое (12000×12=144000, ср. Откр. 7:5- 8): оно означает число святых Вселенской Церкви (сыны Израилевы — духовно — символизируют Церковь; тысяча в Св. Писании символически обозначает полноту). В этот последний миг исторического бытия мира открывают для себя Христа и многие святые, не принадлежащие к «народу израильскому», т.е. к Церкви; из них многие, очевидно, были убиты за правду Божию, как они понимали её во времена последнего гонения, и теперь они пребывают со Христом вместе с теми, кто с самого начала принадлежал к Церкви Христовой (Откр. 7:9-17).
Седьмая печать
«Снятие седьмой печати» (Откр. 8:1-6) завершает процесс преображения мира. Великое безмолвие (Откр. 8:1) и ожидание ангелов (Откр. 8:2) сменяется приготовлением к тому последнему в истории духовному действию, которое должно завершить собою процесс преображения мира и которое символически открывается священнописателю как звук ангельских труб (Откр. 8:6). Показательно, что в этом действии таинственно участвуют молитвы святых, являющие собою род духовного фимиама (Откр. 8:3-4).
Louse, the rider of Apocalypse, 1944. Imre Amos
В самом конце ролика первый из четерёх всех всадников, о которых написано во многих религиозных книгах. Репортаж канала Euronews в Египте. В Интернете его уже успели назвать «огненный всадник».
Всё о конце света. Исследователи, изучающие ледниковый покров Гренландии, делают пугающее открытие… Флорида, 2005 год. Внезапно пляж покрывают трупы морских созданий… Индонезия, 2004 год. Мощное подводное землетрясение становится причиной чудовищного цунами… Эксперты считают, что все это — только начало. Могли все эти события быть предсказаны Библией? Неужели мы приближаемся к финальному рубежу? Нам стоит лишь раскрыть глаза, и мы увидим, что они уже здесь — 7 знаков Апокалипсиса.
Карло Карра Всадники апокалипсиса, 1908. Институт искусств, Чикаго
М.Врубель
Альбрехт Дюрер, Откровение Иоанна Богослова: Четыре Всадника Апокалипсиса, 1497-98, ксилография, Staatliche Kunsthalle, Карлсруэ
Vision of the white horse, The
Artist: DE LOUTHERBOURG, Philippe Jacques
Date: 1798
Technique: Oil on canvas
Location: Tate Collections
Маша Шмакофф
Всадник на белом коне
The Rider on the White Horse by George Frederic Watts
Всадник на белом коне
Первая печать
«Снятие» «первой печати» знаменует появление всадника на белом коне (Откр. 6:1-2 ). Всадник в Св. Писании служит символом царской власти, земного царства; соответственно, появляющиеся один за другим всадники знаменуют собою смену эпох, имеющих ту или иную духовную наполненность. Белый цвет в Св. Писа-нии — символ чистоты и святости;Христос предстает иногда в виде всадника на белом коне (Откр. 19:11 ). Все это говорит о том, что «снятие первой печати» будет означать начало эпохи духовного торжества христианства в мире. Из этого вовсе не следует, что Церковь станет в мире господствующей и все станут христианами; также не следует делать выводы о внешнем бла-гополучии в эту эпоху. Речь идет скорее именно о духовном расцвете Церкви, когда сияние Её святости, возможно, снова станет столь же ярким, как в первохристианские времена. Некоторые христианские мистики смешивают это время с тысячелетним Царством Христовым (ср. Откр. 20:4-6 ), между тем как оно есть, в сущности, не начало его, а завершение, ибо началось это Царство в день крестной смерти Спасителя с воскресением первых святых (Мф. 27:52 ). Сколько продлится эта эпоха — неизвестно, как неизвестна продолжительность и всех других апокалиптических эпох, и само время Страшного Суда.
Всадник на рыжем коне
Вторая печать
«Снятие второй печати» знаменует появление всадника на рыжем коне — символа новой эпохи, эпохи всемирных войн и нестроений (Откр. 6:3-4 ). Вероятно, мир, в очередной раз отвер-гнув открывшийся ему свет Христов, погрузится в пучину все-ленской смуты, сопровождаемой участившимися стихийными бедствиями. Это, по-видимому, и есть «глады, моры и землетря-сения по местам», обещанные Спасителем в конце времен(Мф. 24:7-8 ). Тогда же, вероятно, начнутся и гонения на Церковь — предвестие антихристова гонения (Мф. 24:9-14 ). В известном смысле, всякое смутное время в истории являет собою прообраз этой последней смуты, но в конце времен она, по-видимому, должна стать всемирной. Это вовсе не обязательно должна быть, как иногда думают, мировая война; локальные вялотекущие войны могут быть духовно даже более губительны, т.к. мировая война начинается и заканчивается обычно при жизни одного поколения, а т.н. «малые войны» могут тянуться десятилетиями, так, что появляются на свет поколения людей, с самого детства невидевшие в своей жизни ничего, кроме войны и смуты. Но такая вселенская смута, разумеется, не может продолжаться бесконечно.
В.В.Сорокин
George Frederic Watts
British, 1817 — 1904
The Rider on the Black Horse
Всадник на вороном коне
Третья печать
После «снятия третьей печати» появляется всадник на вороном коне с мерою в руке (Откр. 6:5-6 ). Вороной конь противопоставлен белому: если белый цвет — символ облагодатствованности, то черный означает совершенную безблагодатность той эпохи, ко-торую олицетворяет собой всадник с мерой в руке. Очевидно, мир и порядок на земле будет им восстановлен, и править будет всем миром — безблагодатная, антидуховная по своей сути цивили-зация охватит всю планету. Весьма вероятно, что на Земле будет тогда лишь один правитель, и режим его правления будет вполне тоталитарным. Разумеется, любой тоталитарный режим несёт в себе нечто от антихриста; но предстоящая эпоха, очевидно, превзойдёт в этом смысле всё достигнутое. Из этого вовсе не следует, что люди будут гибнуть исключительно от террора властей — современная цивилизация даже при вполне демокра-тическом внешне устройстве вполне может подчинить себе человека социально и психологически — «мягкий террор» окружения и «общественного мнения» оказывается порой эффективнее террора государственного. Не исключено, что суперцивилизация после-дних времен будет использовать оба этих рычага. О совершенной её безблагодатности говорит запрещение прикасаться к хлебу и вину, олицетворяющим в Св. Писании благодать (Откр. 6:5-6 ). В тексте Апокалипсиса есть также косвенные указания на развитие в последние времена магии и магических средств воздействия на психику человека (Откр. 13:12-15 ). Такое сочетание техники и магии, возможно, сделает контроль над человеком совершенно тотальным, так что всякий, желающий сохранить духовную независимость, будет оказываться вне общества и, очевидно, преследоваться (Откр. 13:16 ).
В.Сорокин
William Blake
Death on a Pale Horse
c. 1800 Pen and watercolour,
393 x 311 mm
Cambridge, Fitzwilliam Museum
Всадник на бледном коне
Четвёртая печать
«Снятие четвёртой печати» означает явление в мир антихриста (Откр. 6:7 -8). Конь «бледный», т.е. бесцветный, означает беска-чественность наступившей эпохи с точки зрения метаистории: антихрист находится вне Истории как провиденциального процес-са; это — воплощение духа тьмы, устремленного в небытие. Не исключено, что внешне антихрист придёт к власти вполне «зем-ным» способом; но в конце концов он непременно проявит свою сатанинскую суть, вероятнее всего, введя некую обязательную для всех квазирелигию, в центре которой будет стоять он сам (Откр. 13:5-8). «Четвертая часть земли» (Откр. 6:8) означает, вероятно, частичную подчиненность природы (через её извращение) власти антихриста (число 4 в каббалистической символике означает сти-хийные начала; «четвертая часть» обозначает частичную их вов-леченность в антихристов замысел о завоевании власти над миром).
В.Сорокин
Horseman of death, The
Artist: COLOMBE, Jean
Date: 1485-89
Technique: Illumination
Location: Musйe Condй, Chantilly
Notes: From «Trиs Riches Heures du Duc de Berry»
Виктор Михайлович Васнецов, Воины Апокалипсиса, 1887 zoom !!
Б.Анисфельд. Четыре всадника Апокалипсиса. 1940-е
Арнольд Беклин
Арбо. Валькирии
Тернер Всадник на бледном коне 1825-1830г.
Ashley Wood
Всадники Дениса Мезенцева
А это картины, выложенные на дримворлде.. феонэ не нашла авторов:
Металлика..